Понятие и сущность рынка труда в экономических и социологических концепциях
Ещё один распространённый теоретический подход к пониманию механизма функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж. Данлоп, Л. Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется профессиональным и отраслевым различиям в структуре рабочей силы и соответствующим уровням заработной платы [66, c. 367.]. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных, демографических групп, что приобретает всё большее значение в современной жизни, особенно в странах с доминирующим развитием одних отраслей и стагнацией других.
Наряду с экономическими теориями, существует целый ряд социологических концепций занятости, которые объясняют причины неравновесия спроса и предложения действием социальных факторов. Под воздействием критики предпосылки об однородности рынка труда возникают теории его сегментации, которые исходят из того, что:
· Единого рынка труда со свободным переливом рабочей силы и единой оплатой труда не существует.
· Воспроизводятся устойчивые различия в оплате труда между профессиями, предприятиями, отраслями и регионами.
· Трудовая мотивация не исчерпывается материальным вознаграждением, а включает также условия и содержания труда.
· Серьезное влияние на условия занятости оказывают действия профсоюзов и вмешательство государства.[66, c. 286]
Впервые идеи сегментации рынка труда появляются в концепции П. Дерингера и М. Пиоре. Эти авторы выдвигают положение о том, что параллельно с некоторыми внешними рынками труда, сходными с конкурентными рынками, которые рассматривает экономическая теория, многие предприятия образуют свои внутренние рынки труда. Последние в значительной степени изолированы от внешнего конкурентного рынка и не подвластны его спонтанным колебаниям. В рамках этих внутренних рынков условия труда и оплаты регулируются достаточно стойкими правилами. Здесь устанавливаются свои стандарты найма и увольнения, оплаты труда и должностного продвижения работников.
Дополнением к рассмотренной стала концепция «двойственного рынка труда» этих же авторов. В ней выделены «первичный» и «вторичный» сегменты. Для рабочих мест на первичном рынке свойственны: высокая зарплата, хорошие условия труда, постоянная занятость, наличие шансов на карьерный рост, поддержание справедливости и соответствующий процесс установления трудовых правил. Рабочие места на вторичном рынке, как правило, приносят низкий уровень заработной платы и соответствующих льгот, плохие условия труда, высокую текучесть кадров, слабые шансы на продвижение по карьерной лестнице и своевольное отношение начальства.[37, c. 115-118]
Теория сегментации рынка труда дополняется еще одной концепцией. Согласно ей появляется еще одно деление рынка труда - на «ядро» и «периферию», при котором главным критерием является уже не условия труда и оплаты, а стабильность занятости. К «ядру» принадлежат постоянные (штатные) работники, занятые на условиях длительного или даже пожизненного найма, которые имеют полный рабочий день и полную рабочую неделю. «Периферию» составляют занятые по краткосрочным договорам и без договоров, которые работают неполное время, без гарантий сохранения места во время экономического спада.[40, c. 173-175]
Возникают варианты социологических моделей сегментированного рынка труда. Одна из них принадлежит Дж. Аткинсону. Её схема включает три концентрических круга:
. Ядро - постоянные работники, полный рабочий день, полная трудовая неделя.
. Первая и вторая периферические группы.
Первая - похожа на ядро, различаются типом адаптации.
Вторая - краткосрочный контракт, неполный рабочий день, ученики, стажеры.
. Внешняя периферия - отсутствие в списках занятых, внешняя дополнительная рабочая сила являются субподрядом от других агентств.
Таким образом, можно выделить главные критерии сегментации рынка труда:
. Внутренний и внешний рынки труда различаются по средствам заполнения рабочих мест (внутри предприятия по административным стандартам или извне - по рыночным ставкам).
. Первичный и вторичный рынки труда различаются по степени привилегированности условий труда, уровнем оплаты, престижем выполняемых работ.
Другие статьи
Финансово-экономический анализ деятельности предприятия Ангария
Анализ-это
весьма емкое понятие, лежащая в основе всей практической и научной деятельности
человека. Аналитические методы столь распространены в науке, что зачастую под
словом «анализ» понимают любое исследования вообще, как в естественных и
гуманитарных науках, так и в практической ...