Понятие и сущность рынка труда в экономических и социологических концепциях
. «Ядро» и «периферия» рынка труда различаются по характеру занятости (прежде всего, ее полнота, длительность и стабильность).
Также разделение занятых по сегментам рынка труда происходит под действием и других социальных факторов, среди которых наиболее значимыми являются: образовательные и профессиональные отличия; гендерная дискриминация; этническая и религиозная дискриминация; возраст и территориальное расселение. [4, с. 178-179]
В дальнейших научных поисках деление рынка труда на сегменты дало начало развитию концепций, которые объясняли причины неравновесия спроса и предложения такими социальными причинами, как:
ü дискриминация различных социальных групп, находящихся в неравном положении по отношению друг к другу:
· модель личных предубеждений (Г.Беккер);
· модель искажения информации;
· модель дискриминирующей монопсонии;
· модель профессиональной сегрегации.
ü наличие социальных сетей на рынке труда (М. Грановеттер);
ü наличие неформальной занятости.
В теориях рыночной дискриминации рассматриваются различные механизмы, способствующие воспроизводству социального неравенства в распределительной системе рыночного механизма. В результате этого претенденты на рабочие места часто выбираются и оцениваются не по функциональным и квалификационным критериям соответствия, а по социальным. Последние ограничивают параметры доступа к рабочим местам в те или иные сектора занятости одним категориям работников и расширяют возможности для других.
В социологических теориях выделяются несколько моделей социальной дискриминации на рынке труда. Одна из них - модель личных предубеждений Г. Беккера. Она дает интерпретацию дискриминационного выбора работодателей, социальные стереотипы которых являются основанием их экономических решений в процессе найма рабочей силы. Из этой модели вытекают следующие выводы. Во-первых, факт дискриминации по этническому и демографическому признаку - типичное явление, характерное, в том числе для большинства экономик западного типа. Во-вторых, действия работодателей, дискриминирующих определенные категории претендентов на рабочие места, основаны на предубеждениях, в которых заложены некие «критерии полезности», а не рыночной прибыли. В-третьих, эти критерии полезности являются базой калькуляции выгоды, которую предпочитают получать работодатели, даже при наличии экономических издержек. [3, c. 49-53]
Важнейшим дискриминирующим фактором распределения рабочей силы являются, так называемые, «искажения информации» в процессе принятия решений о найме. Это имеет отношение, как к работнику, так и к работодателю. Речь идет о том, что методы получения, обработки и интерпретации информации в процессе принятия решений не могут быть абсолютно надежны. В результате возможны ошибочные действия в процессе заключения контрактов о найме. Данное обстоятельство объясняется следующим образом: полученная на рынке информация о параметрах рабочей силы носит вероятностный характер, что предполагает оценку индивидуальных качеств конкретных работников на основе экстраполяции «типично-статистических» случаев. Вследствие этого, информация о качестве рабочей силы, концентрирующаяся у работодателя, представляет собой статистику выборки, отражающую наиболее типичные предпочтения кадрового отбора с его стороны. Эти положения отражены в моделях статистической дискриминации, анализирующих факты и факторы принятия кадровых решений на основе экстраполяции статистики групповых оценок на индивидуальные случаи. [3, c. 56-89.]
Некоторые факты дискриминации на рынке труда пытаются объяснить с помощью моделей дискриминирующей монопсонии. Их особенность заключается в том, что на рынках труда рабочая сила поляризована на социальные группы, которые не конкурируют между собой, в результате чего работодатели имеют преимущества в процессе кадрового выбора. А также существуют объективные различия в предложении труда, например, у женщин и у мужчин. Это заставляет работодателя использовать в своих интересах данное обстоятельство, даже если он и не обладает дискриминирующими предубеждениями по отношению к представителям этих социальных групп.
Другие статьи
Страховая компания СОГАЗ
Общие сведения о компании
Страховая Группа "СОГАЗ" основана в 1993 году и является на
сегодняшний день одним из крупнейших в России универсальных страховщиков
федерального масштаба.
В состав Группы входят:
ОАО "СОГАЗ" (универсальная страховая компания)
...