Анализ условий безубыточности при изменениях цен
Для того чтобы полученными данными было удобнее пользоваться, представим их в графической форме (рис.2.3.4), позволяющей четко увидеть зависимость между различными изменениями исходной цены и теми изменениями объемов продаж, которые необходимы (допустимы), чтобы величина прибыли фирмы осталась прежней и при новом уровне цены. Этот график обычно называют кривой безубыточных продаж (BSC, англ. break-even sales curve).
Рисунок 2.3.4 - Кривая безубыточных продаж
Кривая безубыточных продаж - линия, описывающая изменения объемов продаж, при которых изменения цен не ведут к сокращению объемов прибыли, получаемой фирмой при прежнем уровне цены.
Рис.2.3.4 графически отражает тот набор альтернатив «цена - объем продаж», который позволяет фирме как минимум сохранять ранее достигнутый объем прибыли (тот, что соответствует «точке отсчета»).
Кривая безубыточных продаж позволяет в некотором смысле объединить
практические ценовые расчеты, основанные на концепции безубыточности, и экономической теорией (прежде всего, теорией спроса и его эластичности).
Действительно, вид кривой безубыточных продаж очень напоминает вид стан дартной кривой спроса, показывающей зависимость между уровнями цен и величинами спроса, которые предъявляются на рынке при этих уровнях цен. На такой кривой ее наклон между двумя соседними точками определяет эластичность спроса по цене, т.е. меру его чувствительности к изменению цены. И если такая кривая спроса известна, то на основе экономической теории можно найти тот уровень цены, при котором фирма может получить на данном рынке максимальную прибыль.
К сожалению, на практике такое удается не всегда, и если фирма не может точно представить кривую спроса на своем рынке и соответственно эластичность спроса при изменениях своей цены в ту или иную сторону от сложившегося уровня, то с помощью описанного выше подхода можно взглянуть на эту проблему под иным углом.
Для этого надо лишь переформулировать основной вопрос: «Какова эластичность спроса для данного товара нашей фирмы?» в вопрос следующего вида: «Какая минимальная эластичность спроса требуется фирме, чтобы не проиграть при намеченном изменении цены?»
Действительно, если взглянуть на проведенные выше расчеты и построенные графики под этим углом зрения, то можно увидеть, что они позволяют определить:
минимальные эластичности, которые позволяют фирме избежать падения прибыли при том или ином снижении цены;
максимальную эластичность, которая позволяет фирме избежать падения прибыли при том или ином повышении цены.
Такая взаимосвязь между кривой безубыточных продаж и кривой спроса хорошо видна на рис. 2.3.5 и 2.3.6.
Рисунок 2.3.5 - Изменение прибыльности фирмы при спросе более эластичном, чем необходимо для обеспечения безубыточности
Рисунок 2.3.6 - Изменение прибыльности фирмы при спросе менее эластичном, чем необходимо для обеспечения безубыточности
На первом из них представлены экономические последствия изменений цен на рынке, где спрос более эластичен, чем требует кривая безубыточности продаж. Это проявляется в том, что кривая спроса De (англ. elastic demand) проходит более полого, т.е. одному и тому же изменению цен соответствует большее изменение величины продаж, чем необходимо для обеспечения безубыточности ценовых решений.
Следствием этого оказывается принципиальное изменение границ ценовых маневров фирмы. Так, повышение цены для нее становится недопустимым, поскольку оно приведет к сокращению объемов продаж (эффект объема) в большей мере, чем возрастет выручка из-за продажи товаров по более высоким ценам (эффект цены). В итоге при попытке повысить цену фирма столкнется с сокращением величины получаемой ею прибыли. Соответственно зона между кривой безубыточных продаж и кривой спроса левее точки отсчета - это потери фирмы.
Напротив, снижение цены в такой ситуации становится очень выгодным, так как оно приносит прирост продаж куда больший, чем необходимо для сохранения прежней суммы прибыли (обеспечения безубыточности изменений цен). Поэтому зона между кривой спроса и кривой безубыточных продаж правее точки отсчета и обозначена как «Дополнительный выигрыш».
Если же реальный спрос менее эластичен, чем требует кривая безубыточных продаж (рис.2.3.4), то логика ее ценовой политики кардинально меняется. Поскольку спрос малоэластичен, что хорошо видно по описывающей его кривой Di (англ. inelastic demand), то фирме выгодно повышать цены. При такой ценовой политике число продаваемых ею товаров сокращается (эффект объема) в меньшей мере, чем возрастает выручка от продажи каждой единицы (эффект цены). Зато снижение цен здесь категорически не рекомендуется - покупатели отреагируют на такой шаг слишком безразлично и прирост числа продаж не окупит потери выручки с каждой единицы товара.
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта
Предпринимательская деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/pribyl-predpriyatiya.html> и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.
Из понятия "предпринима ...