Анализ условий безубыточности при изменениях цен
С - потеря маржинального дохода в результате изменения цены; - маржинальный доход, сохранившийся после изменения цены;
Е - прирост маржинального дохода в результате изменения цены; - прирост переменных затрат в результате изменения цены.
В связи с вышеизложенным, можно сделать первое заключение: чтобы снижение цены оправдало себя, маржинальный доход после снижения цены должен быть в расчете на месяц больше 2093,8 тыс.руб.
Чтобы понять, при каких условиях этот результат, может быть, достигнут, посмотрим график б. На нем изображена ситуация, которая сложится после предполагаемого снижения цены на 10%, т.е. с 12,24 до 11,02 тыс.руб. (Р2). Это означает, что в расчете на прежний объем производства сокращение маржинального дохода составит 463,6 тыс.руб. (1,22 тыс.руб./т. х 380 т.). Этой сумме соответствует площадь прямоугольника С. При этом величина удельного маржинального дохода (приходящегося на каждую единицу дополнительно проданной продукции) будет равна 4,29 тыс.руб. (11,02 тыс. руб. - 6,73 тыс.руб.). И тогда при прежнем объеме производства маржинальный доход фирмы будет равен лишь 1630,2 тыс.руб. (4,29 тыс.руб./т. х 380 т.). Этой величине соответствует площадь прямоугольника D.
Ситуация изменения (в данном случае сокращения) маржинального дохода от продажи прежнего объема продукции при изменении цены называется эффектом цены. Но поскольку в большинстве случаев величина спроса возрастает при снижении цены на товар, то справедливо ожидать, что снижение цены на нитроаммофос ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова» приведет к росту объемов их реализации. Однако величина выигрыша (маржинального дохода), который получит ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова» в результате такого изменения ситуации (его обычно называют эффектом объема), пока неизвестна.
Единственное, что можно сейчас сказать, глядя на рис.2.3.1 - организация выиграет от снижения цены, если выигрыш, полученный в результате проявления эффекта масштаба (его величина соответствует площади прямоугольника Е), будет превышать потерю выигрыша в результате проявления эффекта цены (площадь прямоугольника С). Иными словами, изменение цены оправдает себя для ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова» в том случае, если дополнительный выигрыш, полученный благодаря изменению объемов продаж, будет превышать сокращение выигрыша в расчете на прежний объем продаж из-за снижения цены. При повышении цены соответственно предприятие достигает лучших результатов в том случае, если дополнительный выигрыш от реализации продукции по более высокой цене превышает сокращение выигрыша из-за падения объемов продаж.
В этой ситуации задача анализа безубыточности состоит в определении того минимального прироста объемов продаж, который должен быть достигнут, чтобы влияние эффекта объема уравновесило влияние эффекта цены, т.е., чтобы площади прямоугольников С и Е оказались равны. Если же величина прироста маржинального дохода в результате проявления эффекта объема будет больше величины сокращения маржинального дохода, то снижение цены прямо приведет к росту прибыли фирмы.
Таким образом, необходимо определить безубыточный прирост продаж. Уже установлено, что сокращение маржинального дохода в результате снижения цены составит 463,6 тыс.руб. (именно этой величине соответствует площадь прямоугольника С). Соответственно, и величина маржинального дохода в результате проявления эффекта объема должна составить ту же сумму (прямоугольник Е). Зная также, что удельный маржинальный доход после изменения цепы будет равен 4,29 тыс.руб., можно вычислить тот дополнительный объем продаж, при котором суммарный выигрыш от увеличения продаж уравняется с потерей выигрыша в результате снижения цены. Он составит 108 т. (463,6 тыс.руб. : 4,29 тыс.руб./т.)
Величина минимального прироста продаж, необходимого для сохранения прежней общей суммы выигрыша (маржинального дохода), может быть рассчитана и арифметически с помощью следующей формулы:
BSCp = -дР : (СМр + дР) * 100, (3)
где BSPp - безубыточный объем продаж в результате изменения цены, % (англ. percentage breakeven sales change);
дР - изменение цены;
СМр - удельный маржинальный доход.
В этом уравнении величины изменений цен и маржинального дохода могут быть выражены любым, но одинаковым образом (в абсолютных величинах или в процентах). В итоге все равно будет получен процентный показатель того, на сколько должно измениться число продаваемых товаров, чтобы и после изменения цены общая сумма маржинального дохода фирмы осталась неизменной.
Другие статьи
Финансово-экономический анализ деятельности предприятия Ангария
Анализ-это
весьма емкое понятие, лежащая в основе всей практической и научной деятельности
человека. Аналитические методы столь распространены в науке, что зачастую под
словом «анализ» понимают любое исследования вообще, как в естественных и
гуманитарных науках, так и в практической ...