Роль вузовских центров карьеры в формировании конкурентных преимуществ выпускников
Достаточно показательным является создание и функционирование лаборатории планирования карьеры Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия».
За 12 лет своего существования она накопила заслуживающий внимания опыт трансформации его из учебно-вспомогательного подразделения в структуру с широкими возможностями научного поиска и анализа
В деятельности этой лаборатории в полной мере реализовалась идея функционального многообразия.
Лаборатория традиционно является ведущим звеном в организации всего цикла, с I по V курс, производственной практики студентов всех факультетов
Изначально производственная практика дала толчок долгосрочному и плодотворному сотрудничеству с целым рядом ведущих предприятий региона, которые стали, с одной стороны, стационарными, апробированными базами практики с широкими возможностями для проведения исследовательской работы, выполнения реальных дипломных работ, с другой стороны, каналами постоянного и устоявшегося спроса на выпускников университета.
Другим источником новых возможностей комплексного и разнообразного влияния на результативность трудоустройства стало развитие связей с выпускниками. Из контактов с выпускниками вырос целый спектр направлений работы, получивший развитие в лаборатории и вышедший на сферу деятельности многих вузовских структур - это:
· дополнительный канал поступления вакансий для выпускников текущего выпуска;
· создание и деятельность Ассоциации выпускников НУА;
· участие выпускников в учебно-воспитательном процессе, активное использование их практического опыта в обучении студентов;
· привлечение выпускников к различным формам дополнительного образования (аспирантура, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, тренинги и др.) с целью поддержки их профессиональной компетентности, может быть, даже на протяжении всего периода трудовой деятельности;
· создание компьютерной программы «Выпускник», позволяющей собирать данные о профессиональной деятельности выпускников и отслеживать динамику их карьерного роста.[13, с. 52-64]
Таким образом, можно констатировать, что идея функционального многообразия деятельности центров карьеры выступает источником новых возможностей влияния вуза на усиление профессионально-личностного потенциала выпускника. Она «работает» на системную, всестороннюю подготовленность выпускника к отстаиванию своего профессионального выбора на рынке труда и его мотивацию на карьерный успех. Включение в деятельностное поле вуза через центры карьеры дополнительных механизмов развития социального опыта, последовательного расширения форм и видов практики, разнообразия коммуникативных связей, «подпитки» мотивов достижения в системе воспитательной работы, научения навыкам поиска работы, трудоустройства и построения карьеры может обеспечить востребованный обществом перевес активных над пассивными в отношении карьеры выпускников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В магистерской работе исследованы стратегии занятости выпускников вузов в условиях современного рынка труда Украины. Сделан анализ рынка труда в парадигме экономических и социологических теорий занятости. Неравновесие спроса и предложения рабочей силы объясняется причинами макроэкономического порядка и влиянием социальных факторов в механизме функционирования рынка труда. К ним отнесены: сегментация рынка труда, дискриминация различных социальных групп, находящихся в неравном положении по отношению друг к другу (модель личных предубеждений, модель искажения информации, наличие информационной ассиметрии на рынках труда, модель дискриминирующей монопсонии, профессиональной сегрегации), наличие социальный сетей и неформальной занятости.
Другие статьи
Функционирование системы региональной экономики
Экономика региона - сложная система с
множественными связями, для управления которой необходимо обстоятельно изучить
функционирование элементов системы. Однако трудность состоит в том, что
существует много подходов к описаниям этой системы, и нет однозначного метода
управления, учиты ...