Роль вузовских центров карьеры в формировании конкурентных преимуществ выпускников
Что касается сотрудничества работодателей и высших учебных заведений, то его эффективность очевидна: вузы получают поддержку работодателей, а предприятия и организации - квалифицированные кадры. Программы сотрудничества вузов с предприятиями и организациями предусматривают разнообразные формы:
· подготовка специалистов по заявкам предприятий на контрактной основе;
· организация производственной практики, стажировок и последующего трудоустройства;
· участие специалистов предприятий в оценивании качества профессиональной подготовки в вузе (в т. ч. оценке образовательных программ, членство в ГЭКах и т. п.);
· привлечение специалистов-практиков к чтению спецкурсов, проведению семинаров, тренингов;
· создание УНПК (учебных научно-производственных комплексов) и интенсификация на их основе исследовательской работы студентов и преподавателей, сближение ее с актуальной проблематикой хозяйствования и др.[13, с. 52-64]
Необходимым элементом сотрудничества является система обратной связи с трудоустроенными выпускниками с целью контроля эффективности трудоустройства и выявления факторов его успешности. К основным показателям эффективной профессиональной самореализации после вуза можно отнести: наличие или отсутствие факта смены места работы после трудоустройства (объективный критерий) и уровень удовлетворенности своим трудоустройством (субъективный критерий).[29, с. 120-187]
Нельзя не отметить значимость проведения, центрами карьеры профориентационной работы.
Профориентация рассматривается как часть непрерывной профессиональной подготовки обучающихся. Вузовская система профориентации решает задачи формирования профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся и включает в себя:
· разработку программ педагогического сопровождения личностного и профессионального развития студентов, включающих профдиагностику, профориентированные мероприятия по курсам, психологическую поддержку профессионального самоопределения обучающихся;
· осуществление профильной ориентации бакалавров, магистров, специалистов, введение специальных курсов в бакалавриате;
· введение портфолио студента как средства личностного и профессионального развития;
· применение активных форм и методов профориентационной работы: тренингов, деловых игр, психологических упражнений и др.;
· предоставление дополнительных образовательных услуг по программам «Психология успеха», «Азбука самопрезентации», «Технология поиска работы», «Основы эффективного поведения на рынке труда», «Курс адаптации на рынке труда», «Основы предпринимательской деятельности»;
· осуществление мониторинга развития компетенций бакалавров, магистров и специалистов;
· анализ корпоративных компетенций и разработка внутривузовских требований к выпускникам;
· организацию форума социальных партнеров;
· организацию «виртуальных» ярмарок профессий;
· издание справочника по трудоустройству и развитию карьеры для студентов и выпускников.[33, с. 74-78]
Послевузовская подсистема профориентации обеспечивает формирование профессиональной компетентности специалистов различного уровня подготовки.
Более широкое понимание работы вузовских центров карьеры представлено в статье Е. В. Бирченко «О вузовских центрах карьеры в системе связи «карьерный ресурс - успешное трудоустройство выпускников». В ней не оспаривается роль профессиональной помощи специалистов центров, служб карьеры в научении поиску работы, самопрезентации, подготовке к собеседованию с работодателем. Однако видится, что у этих служб есть потенциал неизмеримо большего воздействия на интеллектуальные, социальные, духовные потенции студента, которые к концу обучения сформируются в зрелую личность специалиста, способного конкурировать с другими за желаемое место работы, если придать ему глубинный и комплексный характер.[13, с. 52-64]
Другие статьи
Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО Криница
Преддипломная
практика является важным этапом в подготовке специалиста высшей квалификации,
так как предшествует написанию дипломной работы и завершению периода обучения в
вузе.
Цель
практики - закрепить, углубить знания, полученные в процессе обучения, собрать
необходимую информ ...