Роль вузовских центров карьеры в формировании конкурентных преимуществ выпускников
Согласно исследованиям, проведенным Консорциумом по совершенствованию менеджмент образования в Украине, более 80 процентов выпускников считает, что полученных знаний и навыков недостаточно для успешной трудовой деятельности. Они выражают желание заложить основы развития своей карьеры в вузе, пройти полноценные и насыщенные практики, стажировки на современных предприятиях, поучаствовать в различных формах студенческого самоуправления и т. д.
Комплексное влияние на цепочку «карьерный ресурс выпускника - успешное трудоустройство» может быть реализовано через разнообразие деятельностных полей, органично связанных между собой, системно создающих «точки роста» для потенциала будущего специалиста.
В этой системе «образовательное пространство» - это такая развивающая среда, которая стимулирует самостоятельное совершенствование профессионально-личностного потенциала студентов, мотивацию на карьерный рост. [13, с. 52-64]
Образовательное пространство создает возможности для:
· участия в структурах студенческого самоуправления, студенческих трудовых отрядах;
· получения дополнительного образования;
· активного включения в систему практик и стажировок;
· целенаправленного участия в научно-исследовательской работе.[ 13, с. 52-64]
Система непрерывной практической подготовки «работает» на совершенствование практической составляющей профессиональной компетентности выпускников с высшим образованием, которой так часто недостает молодым специалистам, но, именно, она выступает их весомым конкурентным ресурсом на рынке труда.
Последовательная, с I по V курс, с усложнением решаемых задач, комплексная практическая подготовка становится ведущим механизмом социальной адаптации студентов, трудовой .мобильности.[13, с. 52-64]
Развитие корпоративного сотрудничества с ведущими предприятиями региона, страны в рассматриваемом контексте является той деятельностной средой, благодаря которой и становится возможным актуализировать внутренние ресурсы выпускников вузов, пригодных к занятости. Ибо именно постоянный нестационарный характер профессиональных компетенций выпускников, развитие и изменение структуры рынка труда ориентируют высшую школу на интенсивное взаимодействие с работодателями.
И уже вспомогательную роль в этом целостном механизме технологий формирования конкурентных ресурсов выпускников играет система специальной подготовки студентов к трудоустройству, как правило, являющаяся главной функцией типовых вузовских служб трудоустройства выпускников, что отмечалось выше. Она включает в себя также элементы:
ü информирование студентов о рыночных параметрах современных молодых специалистов, тенденциях спроса на выпускников вузов;
ü сбор информации о вакансиях и организация доступа к ней студентов;
ü проведение «ярмарок вакансий»;
ü развитие контактов с работодателями, кадровыми и рекрутинговыми агентствами;
ü психологическое сопровождение процесса трудоустройства, в том числе:
w консультирование по составлению резюме, подготовке к собеседованию с работодателями;
w тренинги «Техника поиска работы»;
w психологическое тестирование с целью диагностики профессионально значимых личностных качеств.[13, с. 52-64]
Уникальность позиции служб трудоустройства, центров карьеры, аккумулирующих в своих контактах огромный потенциал сетевого взаимодействия, как раз и состоит в максимальном расширении своих функций, а не в сужении их к параметрам услуг по трудоустройству. Ибо векторы их взаимодействия охватывают интересы студентов, преподавателей, руководителей структур управления вузов, рекрутинговых агентств, государственных центров занятости, общественных организаций, управлений госадминистрации, работодателей и многих других.
Другие статьи
Теория спроса и предложения
Актуальность исследования: Изучая теорию спроса и предложения, мы
считали, что рассматриваемый рынок, в рамках которого взаимодействуют спрос и
предложение, является неизменным и однородным. В реальной действительности
национальный рынок состоит из множества отраслей. Каждая отрасль ( ...