Роль вузовских центров карьеры в формировании конкурентных преимуществ выпускников
Обострение проблем занятости выпускников вузов ориентируют высшую школу не только на совершенствование качества профессиональной подготовки, но и на деятельное участие высших учебных заведений в процессах социально-психологической адаптации будущих молодых специалистов к конкурентным условиям трудоустройства. Внедрение специальной подготовки студентов-старшекурсников по научению и овладению навыками самостоятельного поиска работы, самопрезентации работодателям значительно смягчает противоречия, с которыми сталкиваются выпускники на рынке труда, и создает новые шансы для трудоустройства.этой целью во многих современных вузах создаются специальные структуры, способствующие трудоустройству выпускников.[4, 251-266]
Укорененность специальных служб, центров, сориентированных на развитие карьерного потенциала выпускников вузов, системную помощь им в трудоустройстве, в деятельности современных высших учебных заведений Украины стала в последние годы уже очевидной.
То, что такие службы, будучи еще совсем недавно исключением в практике украинских вузов, реализовались и действуют с пользой для дела во многом обусловлено острой заинтересованностью самих вузов в успешном трудоустройстве выпускников и их карьерном росте как наиболее адекватных показателях качества образования.
В самом узком смысле основными задачами центров карьеры является:
. маркетинг выпускников;
. сотрудничество с работодателями;
. профориентация студенческой молодежи.[38, с. 32-36]
Маркетинг выпускников, как правило, предполагает следующие направления деятельности:
· изучение предложения специалистов с высшим образованием на рынке труда;
· изучение потенциальных потребителей;
· разработка рекомендаций и мер по трудоустройству выпускников.[38, с. 32-36]
Спрос на специалистов, его объемы и структуру в условиях рыночной экономики определяет именно рынок труда. Изучение спроса строится на знании ситуации на рынке труда и прогнозах тенденций развития потребности в отдельных видах специальностей и профессий, а также на мониторинговых исследованиях трудоустройства выпускников. Спрос на специалистов с высшим образованием на рынке труда анализируется по следующим показателям: общая потребность рынка в специалистах; потребность в специалистах с высшим образованием по отдельным профессиональным группам; потребность в специалистах с высшим образованием по профессиям.
Спрос обеспечивается потенциальными потребителями, в качестве которых выступают субъекты хозяйственной деятельности или работодатели. Выявление потенциальных потребителей состоит в поиске информации о том, где именно на рынке труда может быть востребован выпускник вуза. Для этого используется технология сегментации рынка труда, например, изучение предложения рабочих мест отечественными и иностранными работодателями, выбор целевого рынка труда по отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, образование и наука, здравоохранение, культура и т. д.), по форме собственности (государственная, негосударственная) и др.[18, с. 300-305]
В результате проведения маркетинговых исследований разрабатываются конкретные рекомендации по совершенствованию системы подготовки специалистов, в частности учебных программ, методик обучения, номенклатуры специализаций и специальностей.
Другие статьи
Трактовка богатства у меркантилистов и экономистов-классиков
Меркантилизм
занимал ведущие положение в экономической науке в ХVI-ХVIII столетиях. Доктрина
меркантилизма - первая законченная теория международной торговли. ЕЕ
представители обосновали концепцию активного денежного и торгового баланса.
Меркантилизм - теоретическая основа экспансио ...