Совершенствование профессиональной компетентности выпускников как стратегия инновационного развития высшей школы
Проблемы интеграции выпускников вузов в трудовую сферу украинского общества с особой остротой ставят задачи повышения качества подготовки специалистов высшей профессиональной школы.
Совершенствование системы высшего образования чаще всего рассматривается в двух основных аспектах. Один из них связан с необходимостью решения специфических, только для сферы образования задач (таких как, например, длительность и степени образования, выбор специализации, критерии оценки знаний студентов, техническое оборудование и т. д.). Другая более сложная проблема - это способность высшего образования соответствовать потребностям инновационного развития нашего общества. Для системы образования, которая является достаточно консервативной сферой общества, реализовать это достаточно сложно.
По данным отчета независимой международной организации Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2007 году, Украина среди 145 стран мира в рейтинге конкурентности занимает 73-ю позицию, хотя показатели по образованию у нас намного выше: качество начального образования - 17-е, качество математического и естественного образования - 44-е, качество образовательной системы - 47-е [38, c. 1071-11].
Сегодня в Украине осознана значимость высшего образования и его роль в научно-техническом прогрессе и духовной жизни общества, а также экономическом росте страны. В современных условиях конкуренция стран в социально-экономическом развитии сводится к конкуренции в области науки и образовании и, как следствие, - в области качества подготовки квалифицированных кадров.
Сделанный в предыдущем разделе магистерской работы анализ процессов трудоустройства выпускников высшей школы свидетельствует о низкой эффективности всей системы образования, а вузовской, особенно. Причины такого положения носят глубинный характер.
Системный кризис общества конца XX-го - начала XXI-го вв. существенно отразился на сфере образования. Снизилось финансирование образования и науки (абсолютные ассигнования только на научные исследования сократились в Украине в 20 раз). Мгновенный распад СССР разрушил многолетние научные связи, образовательную интеграцию и специализацию, систему повышения квалификации высшей школы. Резко возросла «утечка умов». Украинская наука потеряла треть кандидатов наук. [12, c. 2762-77]
Последствия кризиса продолжают давать о себе знать и сегодня - это кризис финансирования, внешняя и внутренняя эмиграция талантливых молодых ученых и преподавателей, низкие научно-исследовательские и информационные возможности вузов, закрытость образования, сохранившаяся от советского периода.
В начале 1990-х годов была разрушена монополия государства на высшее образование. Оно ограничило свою роль выработкой общих принципов государственной политики и созданием нормативно-правовой базы, что породило ряд существенных проблем внутри самой системы. Так, неуправляемым стал процесс создания новых вузов и их филиалов. Коммерционализация системы образования приобрела в последние годы угрожающие размеры. Неоправданным стало увеличение количества специальностей.[5, c. 15-18]
Расширение объемов платного обучения привело к существенной деформации структуры специальностей, по которым ведется подготовка специалистов. Сегодня вузы, практически не учитывая потребностей рынка труда и ориентируясь только на платежеспособность студентов и их родителей, «штампуют» экономистов, юристов, медиков, в то время как народнохозяйственный комплекс страны нуждается в технологах, механиках, инженерах. Например, только в Киеве более 40 вузов готовят экономистов и юристов. [29, c. 120-187]
Существующая в высшей школе структура подготовки специалистов не соответствует динамичному развитию в мире «новой экономики», основанной на знаниях. В Украине подготовка кадров в учебных заведениях I-IV уровней аккредитации осуществляется по 584 специальностям, неоправданно большое количество которых, привело к тому, что наша образовательная система готовит специалистов в узких областях знания.[37, c. 107-111] В свою очередь современные тенденции образования таковы, что в последние годы заметно снизилась эффективность стратегии сверхвузовской специализации, характерной для высшего образования Советского Союза и значительно повысился спрос на навыки общего характера.
Другие статьи
Управление товарными запасами в условиях рынка (на примере ООО Мир Климата Новосибирск)
В условиях полной самостоятельности в управлении и ведении хозяйства,
распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных
сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования материальных
ресурсов. Товарные запасы являются одним из факторов, ак ...