Совершенствование профессиональной компетентности выпускников как стратегия инновационного развития высшей школы
Еще одной важной подсистемой современного образования является обучение в течение жизни - это образовательная среда дальнейшего нормального развития профессионала. По существу дальнейшее успешное развитие массового высшего образования, в основе которого лежат сравнительно короткие программы профессиональной подготовки, невозможно без становления института обучения в течение жизни. Так, в США через различные курсы подготовки и переподготовки в университетах, компаниях и независимых структурах обучения ежегодно проходит до 1/3 рабочей силы страны. Европейские страны ставят перед собой задачу достичь среднего показателя 12% к концу текущего десятилетия. Речь идет о систематических усилиях по формированию «дружественной среды непрерывного обучения». Если многообразие программ обучения в течение жизни является инструментом решения краткосрочных задач в производстве и обеспечения оперативной "тонкой подстройки" квалификации к изменяющимся условиям рынка труда, то вузовское образование - это мощный инструмент среднесрочной и долгосрочной стратегии подготовки кадров и развития трудовых ресурсов. Такова суть взаимосвязи этих двух подсистем современного образования. Безусловными критериями функциональности каждой подсистемы являются максимальное соответствие требованиям рынка труда и их конкурентоспособность. Институт обучения в течение жизни - базовое условие для формирования среды, обеспечивающей устойчивую пригодность индивида к трудоустройству.[66, c. 111-135]
Такая постановка вопроса вызывает необходимость и других действий в рамках системы высшего образования, направленных на более раннюю и более точную ориентацию молодежи на профессиональное развитие и рост. Необходимо продумать систему профессиональной ориентации школьников старших классов для правильного выбора будущей специальности в соответствии с индивидуальными склонностями и получения подготовки, адекватной для поступления на программы бакалавриата.
Очень важной задачей для вузов является предоставление полной информации о качестве образования. В частности, высшим образовательным учреждениям необходимо размещать на страницах веб-сайтов и проспектов помимо информации об аккредитационном статусе вузов и программах такие данные, как:
· обобщенные заключения внешних экзаменаторов о подготовке в данном вузе;
· информация о получаемых в вузе квалификациях и областях их применения;
· уровень начальной заработной платы и статистика занятости выпускников.[46, c. 30-33]
Перед вузами встает задача по созданию системы консультаций для студентов, позволяющей им сформировать более точное представление об их учебной карьере и будущей занятости. Активное участие в конструировании собственной карьеры будет способствовать повышению ответственности студентов за ее результаты. В новой образовательной среде студент становится активным участником определения и формирования своего профессионального будущего. Задача вуза - предоставить ему возможность для определения и следования образовательной траектории, наиболее соответствующей интересам студента.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие современной высшей школы Украины еще слабо ориентировано на потребности рынка труда и общества. Осуществляемый процесс ее модернизации, в том числе участие в Болонском процессе, создает условия для существенных сдвигов в качестве профессиональной подготовки специалистов. Внедрение новой системы обучения, способствующей развитию интеллектуального потенциала страны, внедрение новых методик образования способствуют укреплению позиций выпускников вузов на рынке труда.
Другие статьи
Формирование рынка и экономический рост
Рынок: условия возникновения, роль и функции
Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе
устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и
потребителей.
Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя
или ...