Совершенствование профессиональной компетентности выпускников как стратегия инновационного развития высшей школы
Вместе с тем потенциал человека раскрывается в полной мере только при обладании им как профессиональными, так и социальными качествами. Поэтому очень важно в ходе подготовки соблюдать сложный баланс общих и профильных дисциплин.
Повышение эффективности прохождения студентами практических занятий и практик также является важным ресурсом новой стратегии, в использовании которого заинтересованы не только вузы, но и сами работодатели.
Работодатель - заинтересованная сторона в определении целей и результатов вузовской подготовки. Сегодня существенно повышается значимость вклада бизнеса, работодателя в определение задач и содержания образования. Фактически вопрос ставится таким образом, что в развитии образования должны участвовать две равноправные стороны - работодатели и академическое общество. Обе стороны должны хорошо знать нужды и интересы друг друга, действовать сообща и согласованно по поводу подготовки работников. Для этого необходимы соответствующие времени формы и институты сотрудничества.
Вместе с тем сближение образования и бизнес-сообщества таит в себе возможность возникновения ряда серьезных опасностей. Безоглядное подчинение учебных программ или даже вузов узким интересам отдельных крупнейших компаний может привести к пренебрежению более широкими интересами и потребностями национального и регионального уровней. Поэтому считается, что состав привлекаемых к сотрудничеству бизнес структур должен быть максимально широким: от структур государственного сектора до среднего и малого бизнеса. [51, c. 519-526]
Способствует повышению качества вузовской подготовки молодых специалистов переход на двухуровневую систему обучения с базовой квалификацией «бакалавр», представленную в рамках Болонской системы.
Бакалавриат становится основным «поставщиком» новых профессионалов. Этот доступный уровень высшего образования призван в будущем готовить не менее 70% специалистов, впервые выходящих на рынок труда. Выпускник бакалавриата, помимо общей профессиональной подготовки, должен обладать профессиональными знаниями и умениями, позволяющими в короткий срок адаптироваться в компании. Очень важно отметить, что квалификация бакалавра должна быть востребована работодателем не в силу принятых законов или постановлений, но, прежде всего, по ее реальной пригодности к занятости.[46, c. 30-33]
В связи с этим выдвигаются новые требования к выпускникам вузов образовательного уровня бакалавр, которые характеризуются понятиями «пригодность к трудоустройству» и «хорошо обучающийся профессионал»
Пригодность к трудоустройству - это совокупность учебных достижений (навыков, знаний и личностных качеств), которая повышает вероятность трудоустройства и успешной работы выпускника в избранной им сфере трудовой деятельности в интересах самого выпускника, а также дальнейшего развития человеческих ресурсов, общества и экономики в целом.[54, c. 509-511]
Хорошо обучающийся профессионал формируется в ходе образовательного процесса, в результате которого выпускник вуза рассматривает бакалавриат как базис для своего дальнейшего развития в качестве профессионала. Образовательный процесс закладывает мотивацию на дальнейшее усвоение и наращивание знаний, прививает культуру "научить учиться" и "учиться, чтобы работать". В этой связи полезным является и другое понятие - "устойчивая пригодность к трудоустройству ", которое включает в себя постоянное самосовершенствование и наращивание потенциала индивидуального профессионального роста. Очень важным в этом отношении является институт обучения в течение жизни, который является базовым условием для формирования среды, обеспечивающей устойчивую пригодность индивида к трудоустройству.[54, c. 509-511]
В свою очередь, образовательный уровень магистра должен предоставлять возможность дифференцированного подхода к обучению, соответствующего целевым установкам на подготовку к работе в конкретных областях. Этот подход предполагает:
· углубление академического образования в рамках подготовки к докторской программе;
· углубление знаний непосредственно по направлению подготовки бакалавриата и сопряженным дисциплинам;
· получение и расширение диапазона знаний по смежным специальностям.
Поступление в магистратуру предпочтительнее после нескольких лет' работы, когда у выпускника сформируются представления о потребностях в определенных знаниях. Это позволит еще точнее ориентировать институт магистратуры на потребности рынка труда и экономики.
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта цеха по производству новых изделий
Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов ...