Совершенствование профессиональной компетентности выпускников как стратегия инновационного развития высшей школы
По группе технических университетов Украины спрос на инженеров-механиков, инженеров-приборостроителей вдвое превышает их выпуск, инженеров-металлургов - в 1,7 раза, химиков-технологов - в 1,6 раза, а специалистов в области информационных технологий - в 4 раза[5, c. 15-18]
Такое положение требует оптимизации существующей структуры специальностей с учетом мировых тенденций и потребностей национального рынка труда.
В отечественной системе образования превалирует оснащение студентов избыточным (сверхдостаточным) запасом знаний неприкладного характера. А слабое партнерство с работодателями затрудняет формирование ориентиров для вузов о соотношении прикладных и фундаментальных знаний. Такая система образования неэффективна, так как страдает серьезным недостатком - перепроизводством невостребованных знаний. Оно выражается в двух формах:
· структурном (явном) перепроизводстве: подготовка явно излишнего числа профессионалов, невостребованных в данный период времени теми сферами деятельности, для которых они предназначаются;
· латентном (скрытом) перепроизводстве: обучение по дисциплинам или по разделам дисциплин, выходящим за пределы объема знаний, достаточных для успешного осуществления выпускником на данном уровне подготовки своей профессиональной деятельности (знания впрок).[46, c. 30-33]
Вместе с тем "перепроизведенные", в том числе и фундаментальные знания не так уж редко исчезают из арсенала обучавшегося, не получив применения. С другой стороны, получив занятость по профессии, выпускник нередко осознает, что в его подготовке отсутствуют актуальные знания прикладного характера. Задача немедленной ликвидации таких пробелов решается через самостоятельную подготовку или обучение на курсах.
Существующая жесткая конкуренция на международных рынках требует повышения качества высшего образования. И здесь без реальной научной работы и включения в нее студенческого потенциала не обойтись. Именно научная работа является одним из основных показателей качества деятельности самих вузов и их выпускников.
Сегодня самые большие университеты страны стремятся объединить обучение студентов с научно-исследовательской работой, укреплять сотрудничество с высокотехнологическими предприятиями и НИИ. Такие университеты, как Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара, Национальная фармацевтическая академия Украины и др., прилагают большие усилия для создания научно-образовательных центров, оборудованных современной техникой и IT-технологиями. Создание таких центров расширит возможности формирования коллективов, которые проводят междисциплинарные исследования, внедряют научные достижения в производство, способствуют подготовке специалистов для высокотехнологических производств. В таких условиях образование приобретает все более проблемно-ориентированный характер, стимулируя интерес студентов к различным дисциплинам. [37, c. 107-111]
Постепенный переход от «экономики сырья» к «экономике знаний» требует модернизации образовательной сферы. Реформирование образования может быть успешным в условиях, когда быстрыми темпами развиваются высокотехнологические отрасли материального и духовного производства. В такой ситуации неуклонно растет потребность в новой системе обучения целого поколения людей, которые бы имели высокую квалификацию, творчески мыслили и были способны работать в команде.
Успешность перехода на инновационный путь развития в значительной мере зависит от восприимчивости высшего образования к технологическому прогрессу, устойчивости взаимосвязи обучения и практики. Если эта взаимосвязь слабая и неинституциолизированная, то существенно снижены возможности экономики в целом для разработки и освоения новых технических идей.
Пробел во взаимосвязи образовательной сферы и рынка труда в странах Запада пытаются реализовать с помощью внедрения Болонской системы обучения. Страны Европы рассматривают Болонский процесс как важнейшую составляющую стратегии создания самой конкурентной в мире экономики, основанной на знаниях, и которая решает проблему диспропорции спроса и предложения квалифицированной рабочей силы на рынке труда. Это полностью совпадает с задачей, которую ставит перед собой Украина, - переход на инновационный путь развития.
Другие статьи
Технико-экономические параметры оборудования. Расчет общецеховых расходов
. Предприятие выполняет механосборочные работы.
. Годовая программа выпуска изделий А
9500 штук и Б
5000 штук.
. Предприятие работает в две смены.
. Длительность производственного цикла равна 88 ч.
Таблица 1. Данные по основному оборудованию и технологи ...