Совершенствование профессиональной компетентности выпускников как стратегия инновационного развития высшей школы
По-мнению специалистов, введение Болонской системы обучения расширит возможности для развития новых стратегий образования, способствующих повышению качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда.[46, c. 30-33]
Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда становится ключевым показателем эффективности высшего образования и качества подготовки в условиях Болонской системы образования. Ориентированность на рынок труда реализуется через системное взаимодействие высшей школы и работодателей и формализуется в виде критериев и требований к выпускникам с точки зрения их текущей практической пригодности к занятости. Кроме того, вузы призваны адекватно реагировать на предсказуемые изменения структуры рынка труда. В этом смысле данные мониторинга рынка труда и прогнозные оценки изменений спроса должны служить для них важным ориентиром. Сама же способность к адекватной реакции зависит от степени автономии вузов в принятии решений о внесении необходимых изменений в программы подготовки и стимулов к осуществлению таких изменений.[61, c. 3-4]
Изменяется и стратегия вузов по обеспечению выпускников профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям рынка труда. В этой связи необходимо проявление новаторства в методиках преподавания и организации учебного процесса. Сегодня студенты, приходящие в аудиторию, ориентированы на изменение традиционного образовательного подхода. Они принадлежат к «цифровому поколению» и привыкли к активному общению с компьютером, предполагающим избирательное и свободное восприятие информации, а также доступ к ее разнонаправленным потокам. В такой ситуации именно сеть, а не традиционная аудитория все более становится сферой диалога и обмена знаниями, по сути, сферой возрастающей свободы.[46, c. 30-33]
Современный студент ориентирован на познание в форме участия и экспериментирования, нежели на последовательное обучение по учебникам. В настоящее время все большее внимание привлекает к себе методика «проблемного» образования, которая дает возможность студентам еще в процессе учебы научаться видеть причины проблемы, возникающей в той или иной сфере деятельности и принимать эффективное решение для их устранения.
Тенденции развития современного общества существенно изменяют и роль преподавателя в образовательном процессе. Преподаватель в значительной степени утратил свою функцию основного источника информации. В новых условиях он вынужден опережать ученика за счет постоянного самообразования, перманентного повышения квалификации. Преподаватель современного высшего учебного заведения должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога, владеть логикой педагогического процесса и воспитания, литературной устной и письменной речью, быть высококомпетентным специалистом в своей области и достаточно эрудированным в других областях знаний. Такой труд нельзя определить иначе, как творческую деятельность.[64, c. 504-508]
Широкий простор для введения новых методик преподавания предоставляют модульное построение образовательных программ и широкое внедрение информационно-коммуникационной технологии (ИКТ).
Кроме того, знания имеют свойство устаревать, особенно в сфере информационных и коммуникационных технологий. Здесь срок устаревания знаний - 4,5года. В других секторах - несколько больше.[46, c. 30-33] Стремительно совершенствующиеся, а то и кардинально меняющиеся, важнейшие технологические процессы заставляют человека в течение всей жизни обновлять свои знания, а также осваивать новую специальность. Темпы смены базовых технологий столь велики, что в среднем через три года объем полученных в вузе знаний и навыков перестает соответствовать требованиям реального производства. Поэтому все более важной становится непрерывность и регулярное обновление знаний и повышения квалификации специалистов.
В результате появляется качественно новый продукт образования - хорошо обучающийся профессионал. Для этого требуется создание мотивации у студентов к учебе. Результатом привития такой культуры становятся достижение самодостаточности личности в решении стоящих перед ней профессиональных и жизненных задач, стремление к повышению индивидуального потенциала через приобретения новых знаний и умений. Такой специалист будет всегда востребован современным работодателем, так как он быстрей ориентируется в принятии сложных решений и находит новые подходы для качественной реализации поставленной цели. [46, c. 30-33]
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта
Предпринимательская деятельность - это инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/pribyl-predpriyatiya.html> и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.
Из понятия "предпринима ...