Стратегии занятости выпускников вузов в системе внутренних детерминант успешного трудоустройства
Из активных стратегий в исследовании наиболее значимыми являются желание молодых людей работать после окончания вуза, в том числе по специальности - 52,8%, не по специальности - 15,9%, за границей - 12,4%. В целом 86% респондентов намерены получить работу, как таковую. Эти данные отражают активную позицию выпускников в отношении поиска работы.
Активные ориентации респондентов выражаются в решимости самостоятельно решать вопросы трудоустройства. 47,4% опрошенных рассчитывают только на себя в поиске работы. При этом стратегии поиска у всех разные. К активным можно отнести возможность использовать такие каналы, как интернет - 24,8%, СМИ - 16,8%. Использование интернет-ресурсов при поиске работы достаточно значим, так как отражает компетентность выпускника в сфере информационных технологий.
Достаточно показательной является ориентация выпускников на поиск работы самостоятельно даже в случае возникновения проблем с трудоустройством.
Интересные характеристики активной стратегии поведения представлены в исследовании, проведенном лабораторией планирования карьеры ХГУ НУА «Стратегии трудоустройства и профессиональные предпочтения пятикурсников». По результатам опроса, значительная часть выпускников совмещает учебу с работой (каждый второй респондент). Получение практического опыта по желаемой специальности до окончания вуза значительно облегчает процесс поиска работы. Именно этот критерий является одним из главных в успешности на рынке труда.[12, с. 276-277]
К активным стратегиям занятости можно отнести стремление респондентов к расширению профессиональных знаний. Посещение курсов, тренингов для повышения своей квалификации отметили 18,1% и 12,4% респондентов.
Важной характеристикой активной стратегии поведения является желание выпускников после окончания продолжать учебу. По данным исследования к таким категориям относится каждый пятый респондент. Это достаточно небольшой процент. Из них 54,9% планируют получить второе (третье и т.д.) высшее образование. Для того, чтобы разобраться в мотивах такого поведения, в анкете был задан вопрос: «В какой степени вуз способствует формированию качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности?» «Скорее способствует» ответило чуть больше половины опрошенных - 54,5%. Для 36,7% респондентов вуз лишь отдельными аспектами образовательной деятельности позитивно влияет на качество профессиональной подготовки, 5,6% - дали негативный ответ. Можно предположить, что дополнительное образование дает возможность расширить рамки первой специальности, которую получили выпускники. Хотя возможен вариант, что получение второй специальности - это желание выпускника в будущем переквалифицироваться, так как специальность, которую он приобрел, в силу ряда причин не является перспективной и востребованной на рынке труда.
К пассивным стратегиям поведения признано относить такие формы поведения, при которых личность не использует свой внутренний ресурсный потенциал, а рассчитывает на ресурсы окружающих (как материальные, так и не материальные) или же просто не проявляет никакой активности в своих действиях. [11, c. 45-53]
Показателем стратегии пассивной формы является нежелание выпускников после окончания вуза устраиваться на работу. Иногда такое пассивное поведение носит временный характер. Например, когда девушки, окончив вуз, выходят замуж или уходят в декрет.
Среди молодой части населения, в том числе и выпускников, пассивные формы поведения в сфере занятости могут проявляться в надежде на постоянную помощь родителей, в то время, как со своей стороны не делается никаких попыток изменить положение. [11, c. 45-53]
К характеристикам пассивности следует отнести отсутствие четкого видения своей будущей профессиональной деятельности. Согласно исследованиям «Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций» число выпускников, которые не определились в профессиональной самореализации, достигает 9,5%. Это говорит о том, что практически каждый десятый выпускник не проявляет активности в «прощупывании» почвы для своего будущего трудоустройства. Такие молодые специалисты не амбициозны, и не целеустремленны. Возможно, именно они входят в состав тех, кого вполне устраивает должность рядового наёмного работника в государственной или частной организации.[ 63 разд. 7.1]
Наряду, с рассмотренными активными и пассивными стратегиями поведения выпускников в поиске работы, можно выделить еще один тип - нейтральный. Данный вид присущ тем лицам, которые согласны на любую работу, даже с минимальной заработной платой. В ходе опроса проведенного лабораторией планирования карьеры ХГУ НУА «Стратегии трудоустройства и профессиональные предпочтения пятикурсников» доля респондентов, которые на вопрос «Укажите желаемое для вас при выборе работы предприятие?» ответили «не имеет значения» 15,6% респондентов. Этот показатель свидетельствует об отсутствии четких предпочтений у студентов, которые не ставят перед собой определенных целей при трудоустройстве. Для них приемлема любая работа, даже не по специальности. Возможно, именно эти выпускники при ответе о предпочтительном размере зарплаты выбрали альтернативу до 2000грн (18%) [12, с. 276-277] Не рассчитывая на хорошо оплачиваемую работу, такие выпускники устраиваются на любую работу и не проявляют в последствии никаких активных действий в отношении своего карьерного роста, для них предпочтительно оставаться «серой посредственностью».
Другие статьи
Теневая экономика и причины ее возникновения
В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно
найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его
изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема “теневой” экономики,
которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества ...