Стратегии занятости выпускников вузов в системе внутренних детерминант успешного трудоустройства
Ценности трудовой деятельности делятся на:
· терминальные ценности труда ( труд как цель);
· инструментальные ценности труда (условия работы).[]
В зависимости от того, какие трудовые ценности превалируют в мотивационных устремлениях выпускников, выстраиваются векторы их действий при поиске работы.
С целью анализа профессиональных ориентаций выпускников высших учебных заведений мы использовали исследование «Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций», проведенное лабораторией проблем высшей школы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия». В нем изучались специфические характеристики студенчества, детерминируемые обществом на разных этапах его развития, а также исследовались планы студентов после окончания вуза.
Как показало исследование, для половины опрошенной современной молодежи, получившей высшее образование, основным мотивом при поиске будущей работы является «возможность улучшить материальное положение», далее следует также «возможность работать по специальности» - 33% и «возможность заниматься любимым делом» - 29,2%, «совершенствование профессионализма» - 27,9%. Незначительный разрыв в показателях позволят предположить, что материальная мотивация у студентов увязывается с возможностями заниматься любимым делом в процессе профессионального развития. [63 разд. 7.1]
Ясно, что молодежь стремится в первую очередь удовлетворить свои материальные потребности. Это объясняется многими причинами, но самая главная из них заключается в том, что рыночная ментальность сегодня проникла во все сфера жизни. Этим в значительной степени объясняется мотивированность на получение материальных благ в выборе трудовой деятельности.
Как уже отмечалось выше, большинство студентов ориентированы на поиск работы по специальности. Хотя при этом достаточно острым остается вопрос о возможности найти соответствующую работу. Она обусловлена тенденциями развития отечественного рынка труда (конкуренция, депрессивная структура занятости, отсутствие опыта работы), существенно осложняющими процесс успешного трудоустройства. Несмотря на это, общая совокупность тех, кто настроен на работу по специальности и рассчитывающих на нее при благоприятных условиях найма, достигает 77,4%. Этот показатель можно рассматривать как достаточно высокий уровень профессиональной приверженности. [63 разд. 7.1]
Большая часть студентов оптимистично оценивает свои шансы послевузовского трудоустройства. 68,1% респондентов уверены, что смогут после окончания вуза найти устраивающую их работу. И только 11,7% из них не рассчитывают на благоприятное для себя решение проблемы занятости.
В целом получить работу, как таковую, вероятным считают 86% респондентов. Эта категория, соответственно, рассчитывает на высокий (19,8%) и средний (60,4%) уровень доходов.[ 63 разд. 7.1]
Данное распределение ответов свидетельствуют о том, что рынок труда, занятости и профессий достаточно открыт. Доля ответов о незатруднительном трудоустройстве значительно превышает долю тех, кто оценил трудоустройство как сложное. Анализируя эти данные, мы можем прийти к выводу, что определяющим фактором успешного трудоустройства является не только институциональные условия. Здесь действуют и такие факторы, как личностный потенциал выпускников, мотивированность на получение желаемой должности и соответствующие действия в это направлении. [63 разд. 7.1]
Еще одним весомым мотивом при выборе работы для выпускников выступает возможность повышения своего социального статуса.
Особенно четко статусные притязания будущих молодых специалистов обозначились в ответах на вопрос: «Кем вы видите себя в своем профессиональном будущем?». Только каждый четвертый опрошенный согласен на рядовую позицию наемного работника на государственном или частном предприятии. У остальных разброс статусных притязаний варьируется от руководителя предприятия, владельца фирмы до индивидуального арендатора.
В ходе анализа такой показатель, как выбор профессиональной деятельности, также отражает стремление выпускников повысить свой социальный статус: 25% опрошенных стремятся работать в сфере управления, в сфере правоохранительных органов и юстиции - 11,2%.
Как позитивную характеристику ценностного сознания можно отметить представления выпускников об основаниях успеха в будущей профессиональной деятельности. Первые три ранговые позиции занимают трудолюбие (49,5%), профессионализм и мастерство (40,8%), умение достичь поставленной цели (40,8%). Считают важной образованность - 26,1% респондентов. Отдают дань таким эффективным реалиям достижения успеха, как полезные связи и проекция, соответственно, 31,8% и 18,2% опрошенных студентов (см. рис 2).
Другие статьи
Формирование бизнес-плана торгового предприятия на примере магазина цветов
В настоящее время в России насчитывается уже несколько
миллионов частных предпринимателей. Данная сфера деятельности в обязательном
порядке сопряжена с риском и необходимостью принимать самостоятельные и
взвешенные решения. Приняв решение об открытии собственного дела,
предпринимател ...