Стратегии занятости выпускников вузов в системе внутренних детерминант успешного трудоустройства
. Деятельностный компонент характеризует уровень активности выпускников в развитии собственной конкурентоспособности и реализуется в учебной деятельности, внеучебной занятости и в других видах социальной активности. Уровень активности выпускников в учебной деятельности измеряется через формальные показатели успеваемости и особенности ролевого поведения студента. Эти показатели позволяют оценить, во-первых, меру освоения профессии, во-вторых, уровень социальной зрелости выпускников, который оказывает непосредственное влияние на успешную адаптацию к новым социальным ролям после окончания вуза.[30, с. 163-187]
При приеме на работу руководители предприятий придают большое значение развитому личностному потенциалу нанимаемых работников и выдвигают ряд критериев, на которые они, прежде всего, ориентируются при приеме молодых специалистов без практического опыта:
· Активная жизненная позиция, мобильность. Очень ценится умение самостоятельно работать, а также решительность и способность рисковать.
· Склонность к саморазвитию, стремление к новым знаниям. Аналитические способности. Эрудиция. Желание и способность познавать и развиваться.
· Трудолюбие. Готовность к трудностям. Ответственность.
· Навыки коммуникации. Умение работать в команде. Соблюдение деловой этики.
· Способность получать результат. Желание работать на результат. Креативность. Преданность делу.
· Здоровье. Отсутствие вредных привычек. Наличие семьи.[57, c. 41-50]
Фактически работодатели называют основные компетенции, востребованные на рынке труда.
Для того, чтобы проанализировать какие качества, по мнению самих выпускников, способствуют успешному трудоустройству, мы обратились к исследованию, проведенному лабораторией планирования карьеры ХГУ НУА. В опросе выявилось, что для выпускников достаточно значимыми являются такие качества, как: высокий уровень базовых знаний - 60% и наличие знаний иностранных языков - 63%, навыки практической работы - 43%. При этом выделили такие качества, как коммуникабельность - 39%, дисциплинированность и исполнительность - 42%, работоспособность - 37%, лидерские качества - 23%. По мнению выпускников, они играют немаловажную роль в успешном трудоустройстве. [63 разд 7.1.]Эти показатели дают возможность предположить, что взгляды выпускников на преимущественные качества при трудоустройстве в основном совпадают с теми критериями, которые выдвигает работодатель при приеме на работу молодых сотрудников.
Действенным регулятором ориентаций выпускника при трудоустройстве, и благодаря которому, он рационально распределяет и организует свой внутренний потенциал и мотивирует себя на дальнейшие действия, является система социальных установок.
Установка - это предрасположенность к определенному типу восприятия, оценки или поведения, возникающая на стыке потребностей и реальной ситуации и обуславливающая мотивацию конкретного поведения. Как видно из определения, правильная установка дает возможность наиболее эффективно себя реализовать, определить наиболее ценные приоритеты в будущей работе и слагаемые успешной самореализации. Социальная установка является составляющим компонентом личностного потенциала и имеет тесную связь с мотивацией человека. [31, с. 111-115]
Мотивационная сфера любого субъекта, вступающего в профессиональную деятельность, представляет собой систему мотивов, базирующихся на материальных, духовных и социальных потребностях (иерархия потребностей обобщена в известной «пирамиде Маслоу»). Чем выше уровень личностного развития человека, тем богаче его мотивационная сфера, сложнее переплетение материальных, духовных и социальных потребностей.
Мотивация труда - это внутренний процесс, происходящий под воздействием потребностей в благах; он выражается в формировании мотива поведения личности с целью активизации трудовой деятельности.[31, с. 111-115]
В нём проявляется противоречивое единство трех компонентов: ценностей труда, требований к работе и возможностей реализации этих требований.
Мотивы и потребности очень тесно связаны между собой. Мотивы, т. е. то, что непосредственно побуждает людей к действиям, формируются на основе потребностей и оценки возможностей их удовлетворения. Осознание мотива предполагает, что человек не только стремится к чему-то, но и видит, хотя бы в общих чертах, пути достижения своих целей. [31, с. 111-115]
Другие статьи
Управление активами Аленкинской ПМК ОАО Марспецмонтаж
Понятие активов развивалось в экономической науке начиная с
17 века. Изменялось само название, классификации, подходы к оценке стоимости
активов. В начале своего исторического развития активы назывались капиталом,
затем имуществом. В настоящее время под активами понимается уже имущест ...