Стратегии занятости выпускников вузов в системе внутренних детерминант успешного трудоустройства
С. Ю. Барсукова выделяет еще некоторые типы стратегий занятости по критериям использования социальных ресурсов: специфические стратегии выживания и поддержки. В повседневной жизни - это, так называемые, сети. В своих исследованиях автор отмечает, что сети - это механизм выравнивания жизненных возможностей участников сети, система разноплановой и оперативной взаимопомощи. Это, преимущественно, межсемейные сети взаимопомощи со стороны родственников.[11, c. 45-53]
Среди стратегий в сфере занятости и рынка труда В.Т. Лисовский в своих исследованиях выделяет следующие типы стратегий: выбора работы и места работы, поиска работы (постоянной или временной) и смены работы. Стратегии выбора работы и места работы определяются ценностными ориентациями респондентов в трудовой деятельности. Как показывают данные исследования, у большинства опрошенных превалирует материальный фактор, затем фактор самореализации, третье место занимает психологический комфорт. В более широком контексте жизненного поведения респонденты выбрали стратегии, соответствующие следующим ориентациям: собственным целям и интересам, интересам семьи или близких людей, принципам поведения, воспитанным в семье
Стратегии поиска работы зависят от состояния институциональной среды: тенденций развития рынка труда, уровня социальной защиты, обеспечиваемой государством, взаимодействием этих институтов. К стратегиям поиска работы автор относит те каналы, которые используют респонденты при поиске работы (посреднические структуры, СМИ, интернет, социальные сети и т.д.).
В своем исследовании Л. А. Беляева представляет еще одну классификацию стратегий занятости, среди которых выделяет активные, пассивные и нейтральные. Автор дифференцирует респондентов на три группы (адаптивные, преуспевающие и выживающие), каждая из которых характеризуется уровнем приспособленности к рыночным изменениям. Уровень адаптации к изменениям, по мнению автора, в значительной степени определяется поведенческими установками респондентов, в частности, выбранными ими стратегиями в обеспечении достаточно высокого материального положения.
К активным стратегиям относятся: работа в нескольких местах, разовые и непостоянные приработки, занятие предпринимательством, получение новой специальности, повышение квалификации. К пассивным - заём денег, получение помощи от близких и друзей, сдача в аренду жилья, получение процентов от сбережений. Нейтральные (традиционные) стратегии - это получение только одного вида дохода в виде заработной платы, пенсии, стипендии или пособия.[11, c. 45-53]
Достаточно интересные стратегии выделяет в своих исследованиях Е. С. Балабанова. Автор разделяет их по гендерным признакам: мужские и женские.[7, c. 26-36]
Мужские стратегии, как правило, ориентированы на активизацию оплачиваемой занятости, основаны на независимом действии, эмоциональной устойчивости и самоэффективности. Типичное женское поведение в трудных рыночных условиях можно охарактеризовать как пассивное, ориентированное на выживание и поиск внешней поддержки. Такой стратегии соответствует низкая самооценка, недостижительские трудовые ценности, повышенный уровень тревожности и неуверенность в собственных силах. Женщинам свойственно не столько преодоление трудностей, сколько приспособление к ним. Хотя полученные результаты также подчеркивают тот факт, что мужчины зачастую выбирают неконструктивный вариант совладающего поведения. Чувствуя свою несостоятельность и как профессионалов, и как кормильцев семьи, они опускаются на социальное дно. Женские же стратегии, ориентированные на выживание, снижают риск асоциальных проявлений бедности, хотя и консервируют ситуацию экономической депривации.[7, c. 26-36]
В контексте нашего исследования нам представляется наиболее адекватными стратегии поведения, дифференцирующиеся степенью активности поведения индивида в поиске работы и реализации своего профессионального выбора. Это активные, пассивные и нейтральные стратегии.
Адаптация к новым условиям конкурентности, свобода выбора заставляют молодых специалистов, только что закончивших вуз, выбирать себе стратегии занятости, дифференцированные по степени поведенческой активности, целенаправленности. Представление о типах стратегий дает исследование «Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций».[63 разд. 7.1]
Другие статьи
Сущность и содержание коммерческой деятельности организации, основные направления ее совершенствования
специалист
В
условиях развития рыночных отношений перед производственной организацией встают
проблемы обеспечения подлежащей конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Для этого необходимо знать, как работать с потребителями, оценивать сильные и
слабые стороны коммерческой деятел ...