Стратегии занятости выпускников вузов в системе внутренних детерминант успешного трудоустройства
Честность и принципиальность, как нравственные ценности, заняли последнюю позицию в ранговой дифференциации ответов, что свидетельствует об ослаблении духовных регуляторов в достижении профессионального успеха.[63 разд. 7.1]
. трудолюбие; 2. профессионализм и мастерство; 3. умение достичь поставленной цели; 4. образованность; 5. полезные связи; 6. проекция
Рис. 2. Качества, способствующие успешному трудоустройству (по мнению опрошенных студентов)
В оценке возможностей профессиональной деятельности ожидания студентов также равнозначно связаны и с прагматическими ориентациями, и ценностями профессионализма. Высокую, практически равную, степень выраженности показали возможности заниматься интересной работой, получать удовольствие, хорошо зарабатывать. Комфортная среда трудовой деятельности тоже имеет большое значение для респондентов. Для них очень важными представляются такие возможности, как «иметь дружеские отношения в коллективе» и «не наносить ущерб здоровью».[63 разд 7.1]
Анализ данного исследования отражает многообразие мотивов и потребностей, которыми руководствуются выпускники при выборе своей будущей профессиональной деятельности, их приоритеты. Он также дает представление о предпочтительных стратегиях поведения молодых специалистов в трудоустройстве.
Стратегия поведения даёт возможность изучить динамику социальной адаптации личности к новой экономической и социокультурной ситуации, как на личностном, так и на социальном уровне. В контексте нашей проблемы это возможность проанализировать успешность адаптации выпускников к конкурентным условиям трудоустройства на рынке труда.
Понятие стратегии предполагает:
· осуществление некоего выбора в противовес простому следованию правилу;
· наличие определенной длительности действий в противовес их ситуативности;
· наличие мотивированного, а не контекстуального действия;
· существование элементов планирования будущих действий в противовес чисто реактивного действию;
· наличие рефлексии по поводу совершаемых действий.[12, c. 276-277]
Таким образом, стратегия - это системный план действий на определенный период, который предполагает осознание цели, анализ и соотнесение всех элементов внешней среды с внутренними возможностям, в результате чего происходит выбор наиболее приоритетных действий и их реализация в контексте намеченной цели.
Стратегии поведения типологизируются по характеру поставленной цели: стратегии обучения, стратегии занятости, семейные стратегии, экономические стратегии и т.д. Зона нашего интереса - стратегии занятости, которые выбирают выпускники при поиске работы и трудоустройстве.
Стратегия занятости - это система спланированных действий человека в трудовой сфере, связанная с выбором оптимального для индивида положения на рынке труда. На их формирование оказывают большое влияние разнообразные факторы, связанные с формированием способностей к профессионально-трудовой деятельности, отражающие личностный ресурс и жизненную ситуацию человека, тенденции, складывающиеся на рынке труда и т.д.
Выбор эффективной стратегии - это половина успеха процесса трудоустройства.
В социологии нет четкой классификация стратегий занятости. Например, ленинградские социологи Ю. Н. Лапыгин и Я. Н. Эдельман, анализируя исследования российских социологов, классифицируют их по таким критериям:
· тип используемых социокультурных ресурсов (материальные, не материальные);
· степень активности;
· тип ориентации (мотивации) субъектов поведения на достижение целей, соответствие собственным ценностям и нормам; рациональность;
· степень добровольности (поведение по принуждению или добровольное);
· степень традиционности или инновационности. [66, c. 111-135]
По их мнению, ту или иную стратегию поведения человека на рынке труда обуславливают главным образом тип и способ использования социально-экономических ресурсов, среди которых отмечаются такие нематериальные категории, как пассивность и активность, человеческий и социальный капиталы. Высокий ресурсный потенциал является обязательным условием успешной адаптации к условиям рынка занятости. Понятие ресурсный потенциал на рынке труда, по мнению Ю. Н. Лапыгина, - это готовность человека к риску, стремление к повышению квалификации, а в случае необходимости и переобучению. От того, насколько высок ресурсный потенциал человека, зависит дальнейшая стратегия поведения индивида на рынке труда. Стратегии поведения включают в себя активные и пассивные формы. К активным формам авторы относят дополнительную работу и приработки, получение нового знания или профессии, чтобы найти высокооплачиваемую работу. К пассивным формам - трату накопленных сбережений, длительный поиск работы, который обуславливается тем, что индивид рассчитывает не на свои силы, а на помощь родственников, друзей, знакомых, государства. При этом со своей стороны не предпринимаются особо активных действий. К наиболее радикальным стратегиям относят - организацию своего дела - предпринимательство. Ю. А. Лапыгин отмечает, что предприниматели - это особая социальная группа, отличающаяся потенциальной готовностью к жестким условиям рынка труда и большим, по сравнению с другими категориями, социальным оптимизмом. Такие люди более активны, независимы, ориентированы преимущественно на свои силы и на напряженный труд ради материального благополучия.[66, c. 111-135]
Другие статьи
Теория ассоциации Сен-Семона
Великая
французская революция - это крупнейшая трансформация социальной и политической
систем Франции, произошедшая в конце 18 века, в результате которой был
уничтожен старый порядок, и Франция из монархии превратилась в республику
свободных и равных граждан. Ее девиз стал следующим: ...