Выпускники вузов в институциональном поле сферы занятости
Определенной рассогласование рынка образовательных услуг и рынка труда, проявляющееся в низкой конкурентоспособности выпускников вузов, призвана преодолевать государственная политика занятости, целью которой является содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Учитывая возрастающее значение нового человеческого капитала в инновационной экономике Украины, формирование и проведение эффективной государственной политики в области занятости выпускников вузов приобретает особую актуальность.
В настоящее время выпускники вузов имеют ряд гарантий по трудоустройству, которые обеспечивается государством и определяется КЗоТом и Законами Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года, № 803-XII, «О высшем образовании» от 17 января 2002 года, №2984-ІІІ, «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 5 февраля 1993 года, № 2998-ХІІ, « Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессиональное образование, первым рабочим местом с представлением дотаций работодателю» от 4 ноября 2004 года, №2150-IV (действие остановлено). Все перечисленные законодательные акты, а также Конституция Украины, априори гарантируют свободу и права человека, в том числе в плане реализации трудового потенциала, запрета дискриминации и т.д. Но, не смотря на ряд законодательных актов, вопросы трудоустройства выпускников все же остаются не решенными.[38, c. 107-111]
Основная проблема государственной политики занятости выпускников вузов заключается в том, что она реализуется лишь с момента его появления на рынке труда. На самом деле проблема трудоустройства встает перед выпускником не после получения диплома о высшем образовании, а значительно раньше, еще на этапе поступления в вуз.[67, c.111-135]
К сожалению, современная молодежь, поступая в вуз, недостаточно задумывается о последующем трудоустройстве. Мотивы выбора вуза, не связанного с последующим трудоустройством, вероятно, сказываются в дальнейшем на стратегиях занятости, умножая, в том числе и армию, не работающих по специальности.[6, c. 133-139]
Для преодоления такой ситуации государственная политика занятости призвана осуществлять прогнозирование структуры потребностей работодателей в специалистах в профессионально-квалификационном разрезе, обеспечивать доведение этих прогнозов до школьников с тем, чтобы помочь им сделать важнейший в своей жизни выбор. В реализации данного направления необходимо закрепить за государственными структурами функции по подготовке и распространению прогнозов спроса и предложения на рынке труда среди трудоспособного населения, в том числе и молодежи. [45, c.58-66]
Необходимо отметить, что немалую роль в этом отношении играют государственные службы занятости, которые призваны обеспечивать объективность, оперативность, доступность и доходчивость информации о ситуации на рынке труда и его параметрах. Для этого необходимо создать национальный и региональный банки данных о потребностях предприятий, учреждений и организаций в кадрах, с указанием требований, которые предъявляются к работнику на данном рабочем месте (образование, общее и специальное, стаж работы, возраст, условия труда, его оплата и т.д.). При этом региональные центры занятости должны иметь связь друг с другом, чтобы каждый желающий мог получить необходимую ему информацию. Информация о движении рабочей силы и рабочих мест должна стать основой для анализа конъюнктуры рынка труда и, в конечном счете, построения его прогнозов - основы разработки стратегий занятости населения.
Другие статьи
Технико–экономическое обоснование производства цветной полиграфической продукции на МУП Полиграфист
Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности,
предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции.
Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой
удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традицио ...