Выпускники вузов в институциональном поле сферы занятости
· значительное рассогласование профессиональных ориентаций выпускников вузов с возможностями их реализации на рынке труда. [62, c. 3-4]
Выявленные противоречия значительно сужают спектр трудовых возможностей молодых специалистов на рынке труда, и способствует обострению ситуации их трудоустройства.
Одним из определяющих факторов эффективного трудоустройства выпускников вузов является опыт работы по получаемой специальности. Современный работодатель, оценивая ситуацию на рынке труда, отбирает работников по ряду критериев, и главный из них - это наличие практического опыта по предъявляемой вакансии. Вследствие быстрого изменения конъюнктуры рынка труда переобучение и адаптация молодого выпускника становятся затратными. Каждый руководитель, как правило, ориентирован в найме на высококвалифицированного специалиста, способного сразу включиться в трудовой процесс и быть результативным. Но реальность такова, что только незначительная часть выпускников имеет необходимый опыт работы.
Для решения этой проблемы вузы должны организовать студентам полноценное прохождение практик и стажировок на современных и успешных предприятиях. Но, к сожалению, сегодня работодатели не заинтересованы в практическом обучении будущих специалистов. В результате, выпускники высшей школы, овладев профессиональными знаниями, не имеют опыта их практического применения, что значительно снижает их конкурентоспособность на рынке труда.
Отсутствие необходимого практического опыта понижает их шансы в конкурентной борьбе со специалистами со стажем работы.
Чем выше конкуренция и напряженность на рынке труда, тем больше угроза невостребованности и тем выше уровень неправовых практик найма среди молодежи.
Таким образом деформируется официальный рынок труда и увеличивается теневой сектор экономики, в котором перестают действовать нормативно-правовые регуляторы.
Еще одним фактором, негативно влияющим на успешное трудоустройство выпускников вузов, является несоответствие направлений и объемов профессионального обучения студенческой молодежи потребностям рынка труда и общества. [49, c. 17-21]Значительное число выпускников высших учебных заведений не могут найти применения своим знаниям и умениям на рынке труда. Вместе с тем, на нем превалирует спрос, прежде всего, на рабочие специальности, такие, как: токари, литейщики, кузнецы, термисты, слесари-интсрументальщики, фрезеровщики и др. Процесс массовости высшего образования, ориентация подготовки не на потребности общества, а на ажиотажный спрос молодежи на определенные специальности являются причинами социального напряжения на рынке труда и создают условия для роста безработицы среди выпускников высших учебных заведений. Так, на учете в государственной службе занятости в 2009 г. состояло около 65 тысяч выпускников высшей школы. [44, c. 43-58]
Помимо очевидных проблем, связанных с безработицей (рост социальной напряженности, теневая занятость, угроза потери профессиональной квалификации; возможная перспектива переобучения), она грозит молодым специалистам и социально-психологическими последствиями. По мнению многих социологов, безработица в молодости оставляет не «не временные синяки», а «глубокие шрамы». [45, c. 56-58] Те, кто не мог найти работу в молодости, нередко и далее испытывают трудности в диалоге с работодателями, адаптации на рабочем месте, что приводит к низким заработкам и снижает шансы на трудоустройство.
Отрицательно влияют на оптимизацию трудоустройства выпускников вузов и такие субъективные факторы:
· отсутствие мотивации к овладению смежными профессиями;
Другие статьи
Уровень жизни населения России и его региональные особенности
Уровень
жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой
уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах,
бытовых и культурных услугах. Основные задачи и направления статистического
изучения уровня жизни следующие:
)
общая и всест ...