Тенденции развития рынка труда Украины
Основная масса занятых работников - II-я квалификационная группа - 55% и примерно одинаковые доли работников - на работах, где требуется I-й и III-й уровень профессиональной подготовки. В настоящее время на рынке труда требуются такие специальности, как строитель, сантехник, электро- и газосварщик, механик и т.д. Это приводит к тому, что специалисты с высшим образованием менее востребованы на рынке труда. Такая ситуация заставляет квалифицированные кадры заниматься неквалифицированной работой или обучаться другой специальности, которая более востребована в современных условиях развития рынка труда. В настоящее время по разным оценкам специалистов, в Украине, по полученной специальности работают от 60 до 70% занятого населения [87, c. 133-137].
Динамике развития таких тенденций способствует большой удельный вес занятых в производственных и сельскохозяйственных секторах экономики. В Украине в этих отраслях в значительной степени востребован низко и среднеквалифицированный труд, тогда как в развитых западных странах на таких производствах заняты и средне-, и высококвалифицированные работники. Объясняется это тем, что все зарубежные предприятия работают на высокотехнологическом производственном оборудовании, которое требует соответствующей квалификации.
На отечественных предприятиях многоразовое сокращение государством инвестиций в производственный сектор привело к тому, что на сегодняшний день в экономике Украины доминируют низкотехнологические рабочие места. В свою очередь, преобладание в структуре занятости таких рабочих мест привело к существенному снижению спроса на высококвалифицированных работников. Это усугубляет депрофессионализацию занятого населения. Особенно данные обстоятельства негативно сказываются на выпускниках вузов, которые и так слабо мотивированы на работу в производственном секторе (вследствие низкой престижности и уровня заработной платы специальностей в этих отраслях), а отсутствие спроса на высококвалифицированный труд существенно ослабляет их положение на рынке занятости. Такая ситуация способствуют деинтеллектуализации трудовой деятельности населения Украины.
Если анализировать успехи экономики США, Японии, Германии и других стран, то именно человеческие ресурсы и знания предопределяют темпы развития этих обществ. По мнению аналитиков Всемирного банка, производственная составляющая валового внутреннего продукта развитых стран - лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов (рабочей силы). Интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства [8, c. 10-15].
В Украине структура занятости такова, что в производственном секторе (сельское хозяйство - 25%, промышленность - 21%, строительство - 6%) занято 51% работающего населения, а в непроизводственном (коллективные, общественные, индивидуальные услуги - 3%, здравоохранение и социальная помощь - 6%, образование - 8%, государственное управление, социальное страхование - 5%, операции с недвижимостью - 4%, финансовая деятельность - 1%, транспорт и связь - 6%, торговля - 10%) - 43%. Эти данные свидетельствуют о регрессивной структуре занятости.[73, c. 215-220]
Было бы ошибкой подразумевать под интеллектуальным капиталом исключительно научные кадры компаний, соответствующие патенты, ноу-хау и т.д. Интеллектуальный капитал - это произведение двух составляющих: компетентности и желания работника использовать ее наилучшим образом для достижения целей организации.
Интеллектуальный капитал накапливается в течение всей жизни человека. Его приобретение зависит от социально-экономических условий, профессионального статуса индивида, темпов морального обесценения знаний, опыта, умений.
Общемировой процесс интеллектуализации труда затрагивает все страны, в Украине же он имеет свою специфику, протекая своеобразно и противоречиво, существенно влияя на перспективы развития общества. В стране происходит не просто деинтеллектуализация труда, но и деформация взаимосвязи интеллектуализации труда с системой занятости. Это способствует формированию теневых и параллельных форм и структур занятости, ее «спонтанной трансформации», долгосрочной негибкости рынка труда, невостребованности наиболее высококвалифицированной части общества, что приводит к катастрофическому моральному и физическому обесценению человеческого капитала и обрекает общество на деградацию. Одним из наиболее действенных способов решения таких проблем является дальнейшее развития образования, ориентация профессионального образования на подготовку интеллектуальной элиты.
Другие статьи
Технико-экономические показатели работы участка механического цеха для обработки изделия
Темой данной курсовой работы является определение технико-экономических показателей работы участка механического цеха для обработки изделия "Шестерня привода гидронасоса 25.22.103" с годовой программой выпуска 100000 штук.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассчитать основные ...