Стратегии занятости выпускников ВУЗов в условиях современного развития рынка труда Украины
Современный этап социально-экономического развития Украины предполагает аккумулирование и эффективное использование всех имеющихся ресурсов в обществе. Одним из важнейших источников обновления в системе трудового воспроизводства является молодое поколение. Понимание закономерностей интеграции молодых специалистов в профессионально-трудовую сферу непосредственно связано с определением их роли и места в общественном воспроизводстве, субъектом которого они является. Включаясь в профессионально-трудовую сферу и интегрируясь в её структуры, они не только унаследуют опыт, оставленный им предыдущим поколением, но и преобразует её, реализуя свой инновационный потенциал.
Однако в современных условиях именно молодежь, выпускники высшей школы, впервые оказавшиеся на рынке труда, являются наиболее уязвимой его категорией.
Причиной этому являются сложные трансформационные процессы, происходящие в Украине, и связанные с ними негативные тенденции во многих отраслях экономики, в том числе и на национальном рынке труда. Депрессивная, нерациональная структура занятости, низкая оплата труда, теневизация занятости, высокий уровень миграции и безработицы населения - все эти деструктивные факторы сказываются на процессе трудоустройства выпускников вузов, создавая значительные угрозы в реализации профессионального выбора.
Оптимальные возможности трудоустройства молодых специалистов детерминированы объективными и субъективными факторами. Формирование конкурентной среды на рынке труда, которое окончательно сломало традиционный механизм государственного распределения молодых специалистов, усилило значимость внутренних ресурсов в выработке активной жизненной позиции и результативности её собственных стратегий занятости. Тем самым актуализировались проблемы социальной субъектности в профессионально-трудовой сфере.
В этом контексте повышается роль высших учебных заведений в усилении конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Сегодня зона ответственности высшей школы включает в себя и создание комплекса механизмов адаптации молодых специалистов к конкурентным условиям труда. Целью современного образования является становление личности, готовой к адекватному восприятию социально-экономических изменений в обществе, способной к самореализации на свободном рынке труда в условиях трансформирующейся экономики.
Таким образом, институциональные условия и уровень развития внутренних ресурсов личности, в частности, выбор эффективных стратегий занятости предопределяют векторы и результативность становления данной социальной группы молодежи как субъекта общественного производства, тем самым выводя эти процессы в область научных и практических интересов.
Комплексный подход к проблеме исследования положения и поведения выпускников вузов на рынке труда предполагает изучение закономерностей развития рынка труда, его сегментации, взаимодействия с институтом образования, выявления объективных и субъективных регуляторов стратегий занятости данной социально-профессиональной группы. Теоретические концепции занятости и рынка труда изложены в фундаментальных трудах выдающихся представителей экономической науки - Дж. М. Кейнса, А. Маршалла, Дж. С. Милля, У. Пети, Дж. Данлоп, Л. Ульман, А. Смита, М. Фридмена, Ф. Хайека и др.
Наряду с экономическими теориями рынок труда становится предметом целого ряда социологических концепций, которые объясняют причины неравновесия спроса и предложения действием социальных факторов, и представлены в работах - П. Дерингера и М. Пиоре, Дж. Аткинсона, М. Грановеттера, Г. Беккера, а также украинских и российских социологов М. П. Лукашевича, Э. М. Либановой, В. В. Радаева, Д. Богини и др.
Современные тенденции развития рынка труда Украины носят специфический и неустойчивый характер, негативно отражаясь на процессах интеграции выпускников высшей школы в трудовую сферу. Изучению положению молодежи на рынке труда посвящены работы Г. Н. Руденко, А. Р. Савелова, Г. М. Мкртчяна, И. М. Чистякова, В. И. Чупрова.
Профессиональное самоопределение выпускников вузов и влияние трудовой мотивации на процесс их адаптации на рынке труда были исследованы М. Н. Вражновой, Т. Л. Клячко, А. Б. Максименко, Т. Г. Мясоедовой, И. А. Пашинян и др.
Структура, иерархия ценностных ориентаций молодежи в профессионально-трудовой сфере описывались в работах М. М. Руткевича, Ф. Р. Филиппова, С. М.Иконниковой, В. Т. Лисовского, О. М. Балакиревой, Л. В. Сохань, Л. В. Паниной, О. О. Яременко.
Изучению роли высшей школы в повышении конкурентоспособности выпускников посвящены работы Г. А. Лукичева, Г. А. Ахинова, А. М. Бабича, Е. В. Егорова, Е. И. Головахи, В. Л. Оссовского, Е. Г. Михайлевой, Е. А. Подольской и др.
Вместе с тем, в отечественной литературе и исследовательской практике пока недостаточно представлены работы, в которых на базе основных современных социологических теорий и концепций всесторонне и комплексно рассматриваются положение и стратегии занятости выпускников вузов на рынке труда.
Необходимость дальнейшего изучения проблем повышения качества профессиональной подготовки молодых специалистов и их адаптации к конкурентным условиям труда обусловила выбор темы исследования, его цель, задачи и структуру работы.
Целью магистерской работы является определение стратегий занятости выпускников вузов в условиях современного развития рынка труда Украины.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены такие задачи:
· выявить специфику социологического анализа рынка труда;
· охарактеризовать основные тенденции развития современного рынка труда Украины;
· определить особенности положения выпускников вузов на рынке труда Украины;
· выявить внутренние детерминанты успешного трудоустройства выпускников вузов;
· обосновать понятие «стратегия занятости»;
· охарактеризовать основные стратегии занятости выпускников вузов;
· определить роль высшей школы в повышении конкурентоспособности выпускников вузов.
Объектом магистерской работы является современный рынок труда Украины: особенности функционирования и развития.
Предметом магистерской работы - стратегии занятости выпускников вузов в современных условиях функционирования рынка труда Украины.
Эмпирической базой дипломной работы стал вторичный анализ данных социологического исследования, проведенного лабораторией проблем высшей школы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» (ХГУ «НУА») «Студент XXI века: социальный портрет на фоне общественных трансформаций», а также исследования лаборатории планирования карьеры ХГУ «НУА» «Стратегии трудоустройства и профессиональные предпочтения пятикурсников НУА».
Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 106 страниц.
РЫНОК ТРУДА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
- Понятие и сущность рынка труда в экономических и социологических концепциях
- Тенденции развития рынка труда Украины
- Выпускники вузов в институциональном поле сферы занятости
- Стратегии занятости выпускников вузов в системе внутренних детерминант успешного трудоустройства
- Совершенствование профессиональной компетентности выпускников как стратегия инновационного развития высшей школы
- Роль вузовских центров карьеры в формировании конкурентных преимуществ выпускников
Другие статьи
Формирование финансового результата деятельности предприятия ООО Заря
Одним из основных требований функционирования предприятий в
условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности,
возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах
прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предп ...