Перспективы улучшения использования основных производственных фондов на заводе «Авиастар-СП»
Серия катастроф российских самолётов в последние годы привлекает пристальное внимание к проблемам отечественного авиастроения. Следует с гордостью отметить, что за более чем 20 лет эксплуатации среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 с ним не случалось ни одного происшествия, повлёкшего за собой гибель пассажиров. Однако осенью 2011 года Президент России Медведев заявил: «Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей». После того, как Медведев сделал это заявление, в апреле 2011 года от покупки самолётов Ту-204 отказался Иран.
Нельзя сказать, что российское государство не поддерживает авиастроительную промышленность. Только в 2009 г. Правительство РФ выделило Объединённой авиастроительной корпорации 3 млрд долл. (Для сравнения: корпорация «Boeing» лишь на исследования в области композитных материалов для одной только модели своего самолета B-787 Dreamliner получила от государства 22 млрд долл.). Однако проблема в том, что в самой ОАК существует внутреннее лобби, которое не позволяет равномерно распределять финансовые ресурсы между основными производителями. Львиную долю средств получают компании «Сухой» и «Иркут», осуществляющие реконструкцию своих заводов для выпуска Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Остальные финансируются по остаточному принципу [30].
Подводя итоги третьего раздела, стоит подчеркнуть, что повышение эффективности использования основных производственных фондов, а значит и уровня показателя фондоотдачи - это важнейшая задача ЗАО «Авиастар-СП». Рост коэффициента фондоотдачи может быть достигнут за счёт увеличения выручки от продажи производимой продукции, которая на заводе «Авиастар» относится к его основным средствам и поступала в основном от реализации серийных среднемагистральных пассажирских самолётов семейства Ту-204. Однако производство данных авиалайнеров и соответственно выручка от их реализации с каждым годом падают. При этом Правительства РФ и Ульяновской области пытаются принять меры поддержки авиастроительного производства в регионе. Указом Президента РФ Путина в 2006 создано Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация», задачей которого является развитие производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации. Вслед за другими авиационными предприятиями ульяновский промышленный гигант вошёл в структуру этой корпорации.
В рамках реализации своей стратегии ОАК гарантирует авиастроительным предприятиям, входящим в её структуру, закупку государством современной авиационной техники. Однако с момента вступления «Авиастара» в корпорацию, на завод не поступило ни одного государственного заказа на производство новых самолётов. Более того, ОАК проводит дискриминационную финансовую политику по отношению к «Авиастару», обеспечивая его денежными средствами по остаточному принципу на заёмных условиях. В итоге объединение в государственную авиакорпорацию не только не улучшило, а наоборот, еще более осложнило ситуацию с основными производственными фондами на заводе.
Также неубедительной выглядит попытка региональных властей, в частности губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, исправить ситуацию на ЗАО «Авиастар-СП» по средствам целевой программы «Ульяновск - авиационная столица России». На конец 2011 года региональными властями не выполнены многие запланированные мероприятия, в том числе увеличение объёмов выпуска заводом «Авиастар-СП» до 15 и более воздушных судов семейства Ту-204 в год. Однако руководство региона не отказывается от сомнительной идеи сделать город Ульяновск авиационной столицей России и утверждает новую целевую программу на 2012-2014 годы.
Очевидно, что при такой несогласованности в высших эшелонах власти в первую очередь страдает производство. Такая политика государства и региона ставит под сомнение реализацию эффективных мер по улучшению использования производственного потенциала завода. На «Авиастар-СП» в теории и на практике представляется невозможным осуществлять меры по повышению показателя фондоотдачи.
Другие статьи
Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности МПЦ ОАО Уралэлектромедь
Целью курсового проекта является закрепление знаний, полученных в ходе обучения по специальности, а также приобретение практических навыков анализа на металлургическом предприятии. Задачами проектирования являются: анализ объема выпуска и качества продукции, анализ использования основных производств ...