Особенности развития фискальной политики в России в период 1990-2012гг.
*По данным Банка России
Источники: федеральное казначейство, расчеты авторов
«При устойчивом росте доходной части бюджета расширенного правительства совокупные расходы продолжали увеличиваться лишь до 2003 г. включительно, после чего последовало их сокращение на 4-5 п.п. ВВП. Такая коррекция проводимой бюджетной политики определялась двумя причинами. Во-первых, дальнейшее наращивание бюджетных расходов противоречило задаче обеспечить финансовую стабильность в стране, сдерживая инфляционные процессы. Во-вторых, накопленный за предыдущие годы огромный груз социальных обязательств также нуждался в инвентаризации и сокращении, что проявилось в ужесточении требований к выделению бюджетных средств, внедрении бюджетирования, ориентированного на результат и попытке оптимизировать структуру бюджетных учреждений» [27,с.5-6]
Одной из причин достижения профицита госбюджета стало принятие в 2001 году нового Налогового кодекса. Согласно кодексу произошло понижение налоговых ставок, заметно улучшивших инвестиционный климат в стране. Налог на прибыль снизился до 24% (а в 2009 г. до 20%), НДС - с 20 до 18%. Кроме того, были отменены многие налоги (например, налоги с продаж, на пользование автодорогами). В общем размере налоговая нагрузка сократилась с 33,6% в 2001г., до 27,4 % в 2005г. Кроме того, раньше фирмы отчисляли от фонда оплаты труда во внебюджетные социальные фонды 29% в пенсионный фонд, 3,6% на медицинское страхование, 5,4% - на социальное страхование и 1,5% - в фонд занятости населения, то после запуска реформы (вплоть до 2005г.) они стали направлять в эти внебюджетные фонды 35,6% (а не 39,5% как раньше), а в дальнейшем и 26% - в виде единого социального налога. Причем эта ставка имела регрессивный характер, что позволяло стимулировать рост оплаты труда т сокращать масштабы теневых заработков. В результате этих действий произошло упрощение и сокращение налогового пресса на предприятиях малого бизнеса, приведшее к резкому увеличению количества малых предприятий и повышению из доли в ВВП до 6-7%. [6, с.146-147]
Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования началось в 2004 г., когда на федеральном уровне было принята концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг. В 2004 году, снизились расходы федерального бюджета на 2 п.п. по отношению к 2003 году. Это уменьшение было связано с созданием Стабилизационного фонда, целью которого было накопление нефтяной ренты и изъятие излишней денежной массы, и с использованием в бюджетном планировании консервативных прогнозов на нефть и инфляцию. Ситуация изменилась к 2007 году, когда в мире наблюдались аномально высокие цены на нефть, что обеспечивало госбюджету профицит.
Источник: Global Financial Data
Пояснение: «Цены на нефть начали активное ралли с 1998 года, до этого она торговалась в районе 20$ за баррель. Это была первая стадия «бычьего» рынка. Вторая стадия началась в 2003 году и закончилась в 2007. Третья, спекулятивная, стадия началась в 2007 и закончилась стадией «Blow off» во второй половине 2008 года, когда цены на нефть
обвалились почти на 3/4 от рекордного пика, достигнув 33,87$ за баррель в декабре того же года. Таким образом, был сформирован бычий рынок, закончившийся крахом мыльного пузыря». Ситуация на сегодняшний момент изменилась, по данным от 2.05.2012 года цена на нефть установилась в размере 117,5$.
В этот же период наблюдалось ослабление бюджетной политики, так как ввиду предстоящих выборов (2007-2008) государство приняло на себя дополнительные социальные обязательства и новые инвестиционные программы, что привело к увеличению расходов федерального бюджета. В результате впервые за пять лет, несмотря на благоприятную внешнюю и внутреннюю конъюнктуру, сократился профицит бюджета расширенного правительства. [27,с.6] В 2008 году, когда цены на нефть марки «Urals» обвалились со 139,88$ за баррель нефти до 32,23$/барр., доходы федерального бюджета существенно упали. Это говорит о том, что наш госбюджет напрямую зависит от нефтегазовых поступлений, и что в нашей стране присутствует «голландская болезнь».
Другие статьи
Уровень и качество жизни населения как основные критерии устойчивого социально-экономического развития общества в Республике Беларусь
Уровень жизни (благосостояние) населения - сложное социально
- экономическое понятие. Знания об уровне жизни всего дает анализ условий
(потребностей), удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности.
Важнейшие среди них (первая группа потребностей) - питание, потребление одежд ...