Особенности развития фискальной политики в России в период 1990-2012гг.
Во второй половине 2008 года в мире разразился глобальный финансовый кризис, который затронул и нашу страну. Баланс федерального бюджета с профицита 4,1% ВПП в 2008 году сменился дефицитом 5,9% ВВП в 2009 г., то есть за год изменение составило 10 п.п. в результате не только падения доходов на 3,6% ВВП, но и роста расходов на 6,4% ВВП [22,с.35]. Последствиями резких скачков стали: низкие цены и спрос на товары российского экспорта, падение ВВП, рост безработицы, снижение поступлений в бюджет РФ и субъектов РФ. С 2009 года страна впала в рецессию, которая сопровождалась обесценением рубля, сворачиваемостью инвестиционных программ, принятых в 2007 году. Впервые за последнее десятилетие бюджет стал дефицитным. Правительство, не предвидев такого исхода ситуации, начало создавать меры по антикризисному развитию государства в довольно сжатые сроки. И только к марту 2009 году удалось разработать комплексную Программу антикризисных мер правительства РФ на 2009 год[27,с.7]. На антикризисные меры в 2009 году было направлено 2,4 трлн.руб.(6,2% ВВП) бюджетных средств, а на финансирование бюджетных расходов было выделено около 3 трлн.руб. из Резервного фонда.
Одновременно с ростом расходов были реализованы налоговые послабления: снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%, что привело к сокращению доходов госбюджета на 400 млрд.руб.; введен новый порядок нелинейной амортизации; увеличена амортизационная премия; повышен необлагаемый ценовой минимум по НДПИ с 9$/барр. до 15$/барр. Общая стоимость «налогового пакета» для бюджетной сферы составила в 2009 г. примерно 1,5% ВВП.
На протяжении 2008-2009 были приняты бюджетные антикризисные меры: «пособия безработным, поддержка пенсионерам, помощь стратегическим предприятиям различных секторов экономики, финансовое оздоровление банков, поддержка малых и средних предприятий».
В целом антикризисная политика прошла успешно, но и у нее были существенные недостатки:
лаг решения;
низкая прозрачность мер государственной поддержки;
недостаточное внимание государства к населению;
не было эффективного и своевременного освоения бюджетных средств, что увеличивало лаг воздействия.
Следующим этапом развития фискальной политики России стала стабилизация и улучшение экономической ситуации, как в мире, так и в нашей стране. По итогам первого полугодия 2010 г. объем дохода расширенного правительства на 1,9 п.п.ВВП превысил уровень 2009г., а объем расходов сократился на 2,6 п.п.ВВП.
В результате на 1.07.2010 бюджет расширенного правительства был исполнен с профицитом 1,3%ВВП. Доходы федерального бюджета за этот же промежуток времени составили 19% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП больше, чем в 2009г.
Расходы же снизились на 1,2 п.п.ВВП и достигли 20,8% ВВП. Результат - федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,8% ВВП. Нужно отметить, что наблюдаемое по итогам первого полугодия 2010г. различие в значениях сальдо бюджета расширенного правительства и федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года объясняется главным образом изменением порядка зачисления средств во внебюджетные фонды.
Так в 2009 году поступления единого социального налога (ЕСН) частично направлялись в доходы федерального бюджета, а затем перечислялись в Пенсионный фонд РФ, то с 2010 г. страховые взносы зачисляются напрямую на счета внебюджетных фондов.
Таблица 2. Исполнение доходов и расходов бюджета всех уровней власти в январе - июне 2009 и 2010 гг.
Январь - июнь 2010 г. |
Январь - июнь 2009 г. |
Изменение п.п. ВВП | |||
млрд. руб. |
% ВВП |
млрд. руб. |
% ВВП | ||
Федеральный бюджет | |||||
Доходы |
3997,9 |
19,0 |
3172,2 |
17,9 |
+1,1 |
Расходы |
4386,2 |
20,8 |
3893,9 |
22,0 |
-1,2 |
Дефицит/профицит |
-388,3 |
-1,8 |
-721,7 |
-4,1 |
+2,3 |
Консолидированный бюджет субъектов РФ | |||||
Доходы |
3155,7 |
15,0 |
2711,3 |
15,3 |
-0,3 |
Расходы |
2747,6 |
13,0 |
2611,7 |
14,8 |
-1,8 |
Дефицит/профицит |
408,1 |
2,0 |
99,6 |
0,5 |
+1,5 |
Бюджет расширенного правительства | |||||
Доходы |
7603,5 |
36,1 |
6042,7 |
34,2 |
+1,9 |
Расходы |
7331,2 |
34,8 |
6619,7 |
37,4 |
-2,6 |
Дефицит/профицит |
272,3 |
1,3 |
-577,09 |
-3,2 |
+4,5 |
Справочно: ВВП, млрд.руб. |
21073,0 |
17679,6 |
Другие статьи
Цена, её сущность, функции и виды. Система ценообразования
Цена
представляет собой денежное выражение стоимости товаров и является регулятором
производства и потребления. Цена используется государством в качестве
экономического рычага хозяйственного развития. Регулируя процессы
ценообразования, государство обеспечивает установление таких цен ...