Особенности развития фискальной политики в России в период 1990-2012гг.
Источник: Министерство финансов РФ, расчеты авторов
При анализе размера поступлений в бюджетную систему страны следует учитывать низкую базу в 2009 году, так как цены на нефть и общие темпы развития сократились.
Доходы расширенного правительства формируются за счет поступлений налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на добавленную стоимость (НДС). При этом увеличение доходов в январе - июне 2010 г. в большей степени было обусловлено ростом поступлений доходов от внешнеэкономической деятельности, НДПИ и в меньшей - увеличением налога на прибыль организаций. В целом, уровень налоговой нагрузки на экономику увеличился на 2,6 п.п.ВВП относительно 2009г. и достиг 32,4 % ВВП.
Таблица 4. Налоговые поступления, в % ВВП.
Источник: Минфин, Росстат, оценки авторов
Факторный анализ лишний раз свидетельствует о большой роли конъюнктурной составляющей при формировании доходов консолидированного бюджета. Только за счет прироста экспортных и импортных пошлин налоговая нагрузка на экономику увеличилась на 1,5% ВВП. Поступления налога на добычу полезных ископаемых обусловили увеличение налоговой нагрузки еще на 0,7% ВВП. По сравнению с 2009 годом (когда общая ставка налога была понижена с 24 до 20%) поступления налога на прибыль увеличились более чем на 1 процентный пункт. Соотношение НДФЛ и налога на совокупный доход по отношению к ВВП снижается, что свидетельствует о том, что доходы населения больше не растут опережающими темпами по отношению к ВВП.
«Специального комментария заслуживают фискальные итоги увеличения страховых взносов в 2011 году с 26 до 34%. Такое повышение привело к увеличению соотношения страховых взносов к ВВП на 1 процентный пункт. Однако это не является свидетельством провала по сбору налогов или ростом «теневизации» зарплаты. Поступления в бюджетную систему страховых взносов в 2011 году относительно предыдущего года, по оценке, выросли на 42% при росте ставки на 30% (рост ставки сопровождался отменой ряда льгот различных категорий плательщиков). Поэтому можно говорить не о фискальном провале, а о негативном влиянии увеличения страховых взносов на экономическую конъюнктуру»
Однако в России существуют проблемы, связанные с просроченной налоговой задолженностью. По данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1.01.2010 составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1.01.2009 она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 18,1%, на добавленную стоимость - на 2,7%, акцизам в целом - на 3,3%, из нее на вина - 65,0%, дизельное топливо - на 60,1%, табачную продукцию - на 33,2%, легковые автомобили и мотоциклы - на 12,2%, пиво - на 8,1%, автомобильный бензин - на 3,7%. Увеличилась задолженность по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья- на 41,5%, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% включительно (за исключением вин) - на 21,9%, налогу на прибыль организаций - на 4,9% .
На фоне существенного роста бюджетных доходов в первом полугодии 2010 г. заметно снизился относительный уровень расходов. В наибольшей степени сокращение коснулось таких направлений как: «Национальная экономика», «Здравоохранение и спорт», «Образование»; в меньшей степени - «Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность». Заметно увеличились затраты на «Социальную политику», приблизительно в 1,5 раза, в основном, за счет расходов на пенсионное обеспечение.
Еще хотелось бы выделить основные направления налоговой политики в период с 2010-по 2012 гг. К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы. Введенные в действие основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но всё же далека от ожидаемой. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.
Другие статьи
Формирование производственной программы предприятия
В процессе реформирования экономики России планирование как инструмент
управления было отвергнуто или полузабыто, что сделало экономическую
деятельность предприятий малоуправляемой системой. Надежды многих
хозяйственников и ученых-экономистов на то, что рыночные регуляторы
автоматиче ...