Методы установления цен
Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие в состоянии самостоятельно установить цену, по которой оно хочет продавать свой товар. Если товары не дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие не обладает рыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком.
В зависимости от особенностей производимого продукта, размеров и финансовой мощи предприятия-продавца, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы.
Методы определения цены на промышленную продукцию можно охарактеризовать в нескольких категориях:
· Методы определения цены на основе издержек производства
· Рыночные методы определения цен
· Параметрические методы установления цены
Метод установления цены на основе издержек производства бывает нескольких видов:
. На основе полных (или только прямых) издержек производства.
Суть метода, основанного на определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Суть метода, основанного на прямых издержках, состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки прибыли. При этом постоянные расходы как расходы предприятия в целом не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название “добавленной” или “маржинальной” прибыли.
. На основе анализа безубыточности и получения целевой прибыли.
Точка безубыточности - точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат, в которой объем прибыли предприятия равняется нулю.
Предприятие будет безубыточным при объеме продаж QБ, вычисленному:
а) в натуральном выражении
б) в стоимостном выражении
. На основе анализа рентабельности инвестиций. Надбавка к издержкам производства включает в себя также процент дохода на инвестированный капитал.
На сложное оборудование производственного назначения, требующее длительного изготовления, устанавливаются скользящие цены. При этом используется структура себестоимости однотипной продукции, установленная на основе статистических данных.
Зависимость конечной цены от изменения цен на сырье, материалы и ставок заработной платы можно представить в виде следующей формулы скольжения
Рыночный метод установления цены предполагает несколько вариантов:
а) метод потребительской оценки (ориентация на спрос). Данный метод тесно связан с дифференциацией товара и дифференциацией рынка. Дает возможность осуществлять стратегию высоких цен;
б) метод следования за лидером (ориентация на конкуренцию). При данном методе производитель руководствуется ценами конкурента, а учет собственных издержек и спроса играет здесь подчиненную роль. Производитель устанавливает цену чуть выше или чуть ниже, чем у ближайшего конкурента. Это возможно лишь на рынке с однородной продукцией. Опираясь на этот метод, фирма избавляется от риска, связанного с установлением собственной цены и адаптацией ее на рынке;
в) метод “запечатанного конверта” или тендерного ценообразования.
Используется в тех случаях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль;
г) метод определения цен, ориентированный на нахождение равновесия между издержками производства и состоянием рынка.
Параметрический метод установления цены предполагает, что основу методов обоснования затрат и цен составляют количественные зависимости между затратами (ценами) и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд.
Другие статьи
Формирование финансового результата деятельности предприятия ООО Заря
Одним из основных требований функционирования предприятий в
условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности,
возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах
прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предп ...