Методы установления цен
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра.
Метод удельных показателей используется для определения и анализа цен небольших групп продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия.
Удельная цена (ЦУД):
ЦУД= ЦБ/ПБ,
где ЦБ - цена базисного изделия;
ПБ - величина параметра базисного изделия.
Цена нового изделия (ЦН):
ЦН=ЦУД Ч ПН
где ПН- значение основного параметра нового изделия в соответствующих единицах измерения.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений.
Ц=f(Х1,Х2, .,ХN),
где Х1, Х2, . , ХN - параметры изделия.
При этом могут быть получены различные уравнения регрессии: линейное, степенное, параболическое и т. д.
Балловый метод состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия.
Агрегатный метод заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.
Так же в различных источниках можно встретить немного другую дифференциацию методов установления цен на промышленную продукцию. Часть методов включает вышеописанные, но немного отличается точкой рассмотрения и структурой. В этих источниках методы делятся на:
· Затратные
· Ориентированные на спрос
· Ориентированные на конкуренцию
Затратные методы включают в себя:
. Определение цен с помощью нормативов рентабельности к затратам. Этот метод используют производители товаров.
. Определение цен с помощью торговых скидок (надбавок). Таким способом определяют цены торговые организации оптового и розничного звена.
. Метод «целевой прибыли».
Модель определения цен с помощью нормативов рентабельности к затратам имеет вид:
Р = С * (1+ NЗ)
где Р - цена; С - затраты; NЗ - норматив рентабельности к затратам - ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в долях единицы к средним общим (прямым) затратам на производство единицы продукции.
На практике используются следующие типы нормативов рентабельности:
. Единая ставка, определяемая по отношению к общей сумме затрат на производство продукции.
. Единая ставка, определяемая по отношению к прямым (переменным) затратам, чаще всего - сумме заработной платы и стоимости материалов, использованных для изготовления товара.
. Двухэлементный норматив, определенный исходя из необходимости обеспечить требуемую предприятию окупаемость инвестиций. Первый элемент норматива в этом случае определяется в долях единицы к стоимости, использованных для производства материалов и призван обеспечить необходимую рентабельность инвестиций в создание запасов этих материалов. Второй элемент норматива определяется по отношению к сумме затрат на заработную плату и накладных расходов и должен обеспечить соответствующий уровень рентабельности инвестиций в физические (реальные) активы (производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года).
Другие статьи
Ценовая политика и механизм ценообразования в ООО Твой дом
В
условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих
субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для
принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма
формирования цен, сущность цен представляют большой пра ...