Формирование рынка и рыночных отношений
конкуренция
С древнейших времен до настоящего времени человечество, по мере становления и развития общественных отношений, вынашивало своеобразную идею “вечного двигателя” - воплощения бессмертной мечты о справедливом, разумном, свободном и счастливом жизнеустройстве людей в обществе.
Содержание сути этой великой мечты всех поколений: как сделать жизнь людей такой, чтобы человек жил в достатке, не зависел от других в материальном положении, был огражден от катаклизмов природных и социальных потрясений; как сделать реальной мечту о человеке, гармонически сочетающем в себе духовную мощь, нравственную красоту и физическое совершенствование.
Исторический путь следования человечества к этой мечте свидетельствует о бесконечной цепи поисков, связанных с ними иллюзий, разочарований, новых и новых попыток в надежде обрести иную, социально более справедливую жизнь.
Формирование человеческого идеала о совершенном обществе происходило исподволь и складывалось из осколков всевозможных утопий, рассеянных во всех областях человеческой деятельности - в искусстве, философии, политике.
Мечты о достатке, о согласии людей друг с другом и природой обнаруживаются уже в первобытном обществе. Уже в этот период обозначаются такие необходимые для выживания и развития общества человеческие качества, как взаимопомощь в труде, превосходство человеческой солидарности над эгоизмом отдельной личности. Теперь, благодаря нашим познаниям о генезисе первобытного общества, считается доказанным, что в борьбе за жизнь многих человекоподобных победителем вышел тот вид, в котором сильнее было развито чувство взаимной поддержки. Преимущественно выживали в той среде, где чувство коллективного самосохранения брало верх над чувством самосохранения личного.
По мере появления и довершения частной собственности на орудия и средства производства, утверждалось и охраняющее её государство. Содержанием народной утопии становится мечта о таком общественном устройстве, которое обеспечивало бы счастье для всех и каждого, закладывается идея о крепкой и справедливой государственной власти, вера в возможность преобразования мира в соответствии с желаниями и потребностями людей. Так, уже в античных социальных утопиях разрабатывались общественные проекты с неопределенными надеждами и мечтаниями о справедливости и равенстве. В самой известной из античных утопий - “Государстве” Платона, трудах многих утопистов последующих эпох в особенности привлекала мысль об общности имуществ, приобретающая новое содержание в наше время. Однако уже в Аристотеле, в отличие от Платона, все свободные люди обладают частной собственностью, ибо все они - эгоисты. Политическая стабильность государства зависит от социального и экономического равенства свободных граждан, иначе, и это неизбежно, у государства будет полно врагов. Общность имущества, общий труд ради пропитания, враждебное отношение к стяжательству - таковы идейные основы первохристиан. Труд признавался нравственным, богоугодным делом.
Существенное значение раннего христианства в том, что оно внесло в античный мир как представление об абсолютной ценности человеческой личности, так и новое отношение к труду как к сфере реализации способностей человека.
Классическая доктрина Платона и Аристотеля в управлении государством: не самоуправление, а хорошее правительство. Главное не закон, а философы - просвещенные правители.
- Зарождение и развитие рыночных отношений
- Рынок в античном мире
- Особенности средневекового рынка
- Первоначальное накопление капитала
- Промышленный переворот
- Эволюция капиталистической рыночной системы
Другие статьи
Теоретические основы и методика анализа использования рабочего времени
Актуальность темы исследования. Рабочее время - одно из
важнейших определений, характеризующих труд и социально-трудовые отношения.
Изменение рабочего времени отражает изменения в условиях труда, его организации
и содержании, технологической оснащенности и, одновременно, отражает степ ...