Учет движения основных средств
Пункт 1. Учет поступления основных средств
Предприятие может получать основные средства безвозмездно от юридических и физических лиц, приобретать их за плату, в результате строительства новых объектов или реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений на условиях текущей и долгосрочной аренды. На этапе образования предприятие может получить основные средства от участника (учредителя) в качестве его вклада в уставный капитал.
Учет поступления основных средств ведется в разрезе классификационных групп. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств. В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям. Акт (накладную) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту, которым оформляется приемка нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковой стоимости и приняты одновременно. К акту (накладной) приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции).
Основные средства могут поступить на предприятие одним из следующих способов:
. Приобретением за плату или в обмен на другое имущество;
. Сооружением и изготовлением;
. Внесением учредителями в счет вкладов в уставный капитал;
. Безвозмездным получением;
. В других случаях.
В случае приобретения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС.
Если в первичных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах и др.), подтверждающих стоимость приобретённых основных средств, не выделена сумма НДС, то и в расчётных документах исчисление её расчётным путём не производится. Стоимость приобретенных в таких случаях основных средств, включает в себя предполагаемый по ним налог.
Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то: регистрационные сборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. В Методических указаниях по бухгалтерскому учёту основных средств не содержится исчерпывающего перечня таких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость, - они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Уплата процентов после ввода объекта основных средств, для приобретения которого был взят кредит, относится уже на собственные источники. Также на собственные источники относятся суммы неустоек за несвоевременную уплату процентов или возврат суммы кредита.
Пункт 2. Аналитический и синтетический учет наличия и реализации основных средств
Регистром аналитического учёта основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне которых указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приёмке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат, сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия. На оборотной стороне указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудования, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах и т.д. Инвентарные карточки заполняются на основе первичных документов (актов приёмо-передачи, технических паспортов и т.д.) и передают под расписку в соответствующий отдел организации.
В аналитическом учете основные средства показывается исходя из характера использования: в эксплуатации, в запасе, резерве.
Синтетический учет наличия и реализации основных средств, находящихся в собственности организации и принятых к бухгалтерскому учету, ведется на счете 01 «Основные средства». Здания, машины и оборудование арендованные учитывают на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
При поступлении вклада в уставный капитал организации в виде основных средств, в этом случае их регистрируют в учете бухгалтерской записью по Дебету счёта 08-4. «Вложения во внеоборотные активы» и Кредиту счёта 75 «Расчёты с учредителями». Формирование уставного капитала организации в сумме вкладов учредителей, включая стоимость основного средства, производится: Дебет 75. «Расчёты с учредителями» (соответствующего субсчёта) и Кредит 80 «Уставный капитал». Поступившие в счёт вклада в уставный капитал основные средства отражаются: Дебет 01 «Основные средства» и Кредит 08 субсчёт 4 «Вложения во внеоборотные активы».
Другие статьи
Формирование финансового результата деятельности предприятия ООО Заря
Одним из основных требований функционирования предприятий в
условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности,
возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах
прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предп ...