Учет движения основных средств
В особом разделе акта приводится расчет результатов списания. При этом сопоставляют балансовую стоимость объектов и затраты по ликвидации - с одной стороны, сумму начисленной амортизации - с другой.
Детали, узлы и агрегаты демонтированного оборудования, и другие материальные ценности, полученные в результате ликвидации основных средств, приходуют как запасные части, лом, утиль, материалы для ремонта и продажи по текущим рыночным ценам.
Объекты недвижимости после регистрации права собственности на них списываются главным образом в результате их продажи. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме в виде одного документа, подписываемого сторонами. Как правило, договор нотариально удостоверяется.
Переход права собственности на недвижимость по договору продажи также подлежит государственной регистрации. Право собственности у покупателя недвижимости возникает не с даты подписания договора сторонами, а с момента государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости. Это важно для начисления амортизации основных средств, налога на имущество и налогов, зависящих от объема продаж.
На стадии документального оформления операций по выбытию объекта недвижимости данные о его первоначальной или балансовой стоимости, величине амортизации или остаточной стоимости являются информационно-справочными. Они необходимы для отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении операций по продаже имущества у предприятия-продавца. Покупатель отражает операции по приобретению недвижимости на счете Вложений во внеоборотные активы.
Для учета выбытия объектов основных средств в случаях их продажи, списания вследствие физического и морального износа, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и других причин к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится стоимость выбывающих объектов, а в кредит - сумма накопленной по ним амортизации. При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости: Дебет счёта 02 «Амортизация основных средств» и Кредит счёта 01 «Основные средства» субсчёт «выбытие основных средств». Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» отражается остаточная стоимость выбывших объектов основных средств. По завершении процедуры выбытия - остаточная стоимость объекта списывается со счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы». По Дебету счета 91 - отражают все расходы, связанные с выбытием (снос, разборка, демонтаж, транспортировка и др.), а по Кредиту счета 91 - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость оприходованных материальных ценностей). При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по Дебету счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» или 76 « расчёты с разными дебиторами и кредиторами» и Кредиту счёта 91 «Прочие доходы и расходы». В Дебет счёта 91 «прочие доходы и расходы» списывают также НДС по основным средствам (с кредита счёта 68 «расчёты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счёта 23 «Вспомогательные производства» и др.
Таким образом, на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счёта 91 на счёт 99 «Прибыли и убытки».
Финансовый результат представляет собой разность между первоначальной (восстановительной после переоценки) стоимостью объектов, расходами на ликвидацию (снос, разборка зданий, сооружений, демонтаж оборудования и т.п.) и выбытие, с одной стороны, и суммами начисленной амортизации, выручки от продажи основных средств и материальных ценностей, поступивших в связи с их ликвидацией, - с другой. Если эти материальные ценности в данном учетном периоде еще не проданы или их предполагается использовать на своем предприятии, они приходуются по текущим рыночным ценам на счет «Материалов».
Стоимость оприходованных после ликвидации материальных ценностей согласно действующим положениям должна увеличивать налогооблагаемую прибыль.
Введение субсчета «Выбытие основных средств» не является обязательным. Бухгалтерия предприятия может списывать сумму накопленной амортизации по выбывающему объекту непосредственно в дебет счета Основных средств, на котором учтена его первоначальная или восстановительная стоимость, а расходы и доходы, связанные с его выбытием, относить на счет «Прочих доходов и расходов». Основанием для бухгалтерских записей в обоих вариантах учета служат расчетные документы, акты (накладные) приемки-передачи основных средств, акты на списание основных средств и другие первичные документы, инвентарные карточки, группировочные ведомости (машинограммы), листки-расшифровки и т.п.
Другие статьи
Усовершенствование системы документооборота в сфере планирование на ОАО Завод Нефтепроммаш
планирование документооборот контроль предприятие
Тема актуальна для производственных предприятий внедряющих 1С 8.2.
(управленческий учет), т.к. в ней описывается процесс планирования и его
документооборота, который в дальнейшем может внедряться на других
производственных предприятиях. ...