Главные препятствия на пути повышения эффективности использования основных производственных фондов «Авиастар-СП»
основной фонд инвентаризация оценка
Из таблицы видно, что стоимость российского среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204 при относительно равных технических характеристиках на 50 % ниже цены зарубежных аналогов. При этом отечественные авиакомпании, включая государственный «Аэрофлот», упорно закупают зарубежные самолёты, отказываясь от российских. Тем временем оборудование по сборке и выпуску Ту-204 на ульяновском предприятии «Авиастар-СП» морально и физически устаревает и не оставляет надежд на решение проблемы повышения эффективности использования основных фондов в ближайшее время. Рецепт самогона из Концентрированного яблочного сока.
Ещё одним примером конкурентоспособной отечественной продукции, выпускавшейся на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП», является крупнейший серийный транспортный самолёт в мире по грузоподъёмности Ан-124-100 «Руслан». На сегодняшний день самолёт Ан-124 является главным «кормильцем» трёх авиакомпаний: «Волга-Днепр» (в парке 10 самолётов), «Авиалинии Антонова» (7 самолётов) и «Полёт» (4 самолёта) [31]. Не стоит забывать и про военные модификации «Русланов», которые по-прежнему остаются у военно-воздушных сил Российской Федерации. В настоящее время эти самолёты проходят комплексную модернизацию в г. Ульяновске. Производство новых самолётов «Руслан» на авиазаводе «Авиастар» было полностью остановлено в середине 90-х годов. Вопрос возобновления выпуска Ан-124 неоднократно поднимался на высоком уровне, однако Объединённая авиастроительная корпорация до сих занята поиском решения этой проблемы.
В июне 2008 ОАО «ОАК» совместно с Ernst & Young завершили подготовку бизнес-плана проекта по возобновлению производства самолётов Ан-124 «Руслан». Между тем в конце 2011 года вице-премьер Сергей Иванов говорил, что заказов на «Руслан» пока недостаточно для того, чтобы окупить вложения 20 млрд. рублей в возобновление серийного производства этих самолётов. Для этого необходимо получить твёрдые заказы минимум на 60 самолётов. С другой стороны, авиакомпания «Волга-Днепр», успешно зарабатывающая деньги на эксплуатации Ан-124, неоднократно заявляла о своём желании приобрести 20-40 новых самолётов. Интересуются новыми «Русланами» и в Минобороны России, где выражают готовность разместить заказ на 20 авиалайнеров [31]. Но на сегодняшний день эти планы пока не вылились в конкретные запросы и решения.
Цена вопроса известна - для возобновления производства Ан-124 необходимо около 20 млрд. рублей. Но государство не спешит законтрактировать самолёты, а частные заказчики, авиакомпании, естественно, не будут рисковать этими деньгами и контрактировать эти машины. Из-за этого и получается такая ситуация - ОАК не может запустить производство самолётов без гарантий, военным пока хватает того, что есть, гражданские же не могут самостоятельно потянуть такое производство. На деле получается, что авиастроительное объединение, созданное по инициативе Президента и призванное повысить эффективность использования производственных мощностей членов корпорации не справляется с поставленными перед ней задачами.
Серьёзные трудности на пути к решению проблемы улучшения использования основных фондов также связаны с современной системой отчётности на предприятии. С точки зрения учётной политики ведение бухгалтерского учёта основных фондов призвано способствовать повышению реализации производственного потенциала. Однако практика ведения бухгалтерского учёта основных средств на ЗАО «Авиастар-СП» сталкивается со многими проблемами, прежде всего связанными с действующим российским законодательством.
Как отмечалось выше, учёт объектов основных средств в Российской Федерации осуществляется на основе Положения по бухгалтерскому учёту ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н), принятого в рамках программы перехода на международные стандарты учёта. После принятия данного ПБУ российская система бухгалтерского учёта была существенно приближена к международным стандартам, хотя между ними всё ещё имеется целый ряд отличий. Так, например, ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» не предусматривает альтернативный подход, предполагающий оценку объектов основных средств по их справедливой стоимости. Поэтому и появилась проблема переоценки основных средств. Очевидно, что в настоящее время в связи с продолжительным использованием основных средств и ростом уровня цен в условиях инфляции возрастает стоимость их воспроизводства. Однако ульяновский завод «Авиастар-СП» ограничился переоценкой объектов основных средств (машины, оборудование, транспортные средства) по состоянию на 1 января 1997 года. И, хотя за прошедшее 13 лет реальная стоимость основных средств значительно изменилась, в бухгалтерском учёте и отчётности ЗАО «Авиастар-СП» это не нашло отражение.
Следует подчеркнуть, что главным препятствием для сближения учёта основных средств остаются статьи 374 и 375 Налогового кодекса Российской Федерации [17], согласно которым налог на имущество организации рассчитывается исходя из бухгалтерской стоимости объектов основных средств. Это накладывает отпечаток на весь учёт основных средств и приводит к большому количеству отступлений от международных стандартов. Например, в международном учёте применяется МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» [32]. В практике российского бухгалтерского учёта обесценение не признается, однако и запрета на него не установлено. Поэтому завод «Авиастар-СП» может провести обесценивание, но он этого не делает, вероятно, из-за опасения нарушить негласную традицию и вызвать неодобрение налоговых органов.
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта цеха по производству новых изделий
Переход к рыночным отношениям требует глубоких сдвигов в экономике - решающей сфере человеческой деятельности. Необходимо осуществить крутой поворот к интенсификации производства, переориентировать каждое предприятие, организацию, фирму на полное и первоочередное использование качественных факторов ...