Главные препятствия на пути повышения эффективности использования основных производственных фондов «Авиастар-СП»
Основные положения стратегии развития Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 года определяют основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие Корпорации с целью приобретения статуса одного из крупнейших мировых центров самолётостроения. Реализация этой стратегии должна способствовать решению приоритетных задач, стоящих перед ОАО «ОАК» в области развития военной, гражданской и транспортной авиации России, в том числе:
удовлетворение потребностей государственных заказчиков (Минобороны России, МВД России, МЧС России и др.) в современной авиационной технике;
удержание паритетных позиций с американскими и европейскими поставщиками на рынках военной авиации третьих стран;
динамичное увеличение продаж гражданских воздушных судов, производимых ОАО «ОАК», на внутреннем рынке за счет выпуска продукции, конкурентоспособной по отношению к зарубежным аналогам;
завоевание до 2025 года паритетных позиций на открытых (подчиняющихся законам свободной конкуренции) зарубежных рынках гражданской авиатехники в выбранных для позиционирования рыночных нишах.
Стратегия разработана с учётом целей и задач предусмотренных в:
Указах Президента Российской Федерации, Постановлениях Правительства Российской Федерации и других директивных документах о развитии отечественной авиационной промышленности;
Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу;
Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и на дальнейшую перспективу;
Основных направлениях развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) до 2020 года и дальнейшую перспективу;
Государственной программе вооружения на 2007-2015 годы; Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года;
Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»;
Транспортной стратегии Российской Федерации.
Стратегией предусматривается достижение следующих целевых показателей:
достижение 10% доли мирового рынка в гражданской авиации и более 50% внутреннего рынка в 2025 году;
достижение доли рынка военной авиации на уровне 15-16%;
увеличение объёма общей выручки ОАО «ОАК» с 4 до 12-14 млрд. долл. США в годовом исчислении к 2015 году и 20-25 млрд. долл. к 2025 году;
рост эффективности производства (производительности труда) и достижение по этому показателю мирового уровня (250-300 тыс. долл. США) в 2015-2025 годах;
рост капитализации ОАО «ОАК» со 100 до 400 млрд. рублей к 2015 году и до 1 трлн. рублей к 2025 году [28].
Из первой задачи стратегии развития ОАО «ОАК» следует, что значительную долю заказов на производство самолётов приходится на удовлетворение потребностей Минобороны России, МВД России, МЧС России и др. в современной авиационной технике. Это вполне оправдано, так как ульяновский авиационный промышленный комплекс изначально проектировался как оборонное авиастроительное предприятие. Однако с момента вступления «Авиастара» в корпорацию, на завод не поступило ни одного государственного заказа на производство новых самолётов.
Многообещающи для решения проблемы повышения эффективности использования основных производственных фондов звучит третья задача стратегии авиастроительной корпорации о динамичном увеличении продаж гражданских воздушных судов на внутреннем рынке. Однако данная задача также представляется неисполнимой. Производство самолётов на заводе «Авиастар-СП» с каждым годом продолжает уменьшаться - если в 2008 году произведено 10 самолётов, то в 2010 году - 4 самолёта.
Российские авиакомпании часто отказываются от приобретения российских самолётов, ссылаясь на их якобы низкую конкурентоспособность по сравнению с зарубежными. Однако методического единства подходов к определению конкурентоспособности в этой сфере до сих пор не выработано. Отвлекаясь от теоретических аспектов определения интегрального показателя конкурентоспособности, необходимо отметить, что отдельные технические характеристики новых отечественных и зарубежных самолётов (топливная эффективность, масса сухого снаряженного самолета на одно пассажиро-место) практически совпадают, а по ценовым параметрам российская авиатехника даже имеет преимущество (таблица 3.2).
Таблица 3.2
Сравнительная конкурентоспособность российских и зарубежных самолётов
Тип самолёта |
Число пассажиров |
Стоимость, млн долл. |
Топливная эффективность, г/пасс.-км |
А |
1 |
2 |
3 |
ТУ - 204 |
210 |
40-45 |
19,3 |
Зарубежные аналоги: | |||
А-320 |
220 |
90 |
18,5 |
Boeing-757-200 |
216 |
80 |
23/4 |
Другие статьи
Учет, анализ движения основных средств предприятия
Роль основных средств важна для любого предприятия. Без некоторых из них
невозможно осуществлять производственную, а без других - непроизводственную
деятельность.
Выделяется несколько типов основных средств в соответствии с их типовой
классификацией, и каждый тип занимает в процесс ...