Олигополия: понятие, сущность и формы
Мелкие и средние предприятия, чтобы приспособиться к условиям рынка, стремятся с помощью «дифференциации продукта» занять собственную нишу на рынке. Кроме того, мелкие предприятия имеют свои способы снижения издержек, поэтому ими легко выдерживается политика доминирующей фирмы-олигополии - лидерство в ценах. В условиях данного рынка средние и мелкие компании сохраняются в отрасли до тех пор, пока средняя цена равна средним издержкам, т. е. фирмы получают нормальную прибыль. Для вхождения новых фирм на рынок получение нормальной прибыли становится экономическим препятствием. Видоизменение потребительной стоимости известных товаров, создание новых или псевдоновых товаров в целях приспособления к потребителям рынка становится средством выживания мелких и средних компании. «Дифференциация продукта» не может стать для них основой рыночной монопольной власти.
Под олигополистическим рынком понимается рынок, на котором присутствуют 2-4 крупных компании, производящие основную массу продукции. Объемы производства каждой из них значительны, рынок четко разделен между ними. Рыночные цены и объемы продукции контролируемы со стороны этих фирм. Деятельность каждой из фирм зависит от деятельности партнеров, поэтому фирмы не свободны в выборе цены на продукт. Цена является результатом согласования всех производителей. Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами. Продавцы же могут осуществлять ценовую дискриминацию.
Личная дискриминация сводится к назначению разной цены для покупателей разного достатка. Продавец тайно снижает цену для покупателя, который может предпочесть конкурента.
Групповая дискриминация сводится к снижению цены на рынке, обслуживаемом конкурентом.
Под продуктовой дискриминацией понимается назначение различных цен под предлогом различия в качестве товара. Иными словами, это называется «платой за этикетку». Например, одежда в известных бутиках значительно превышает цену в обычном магазине.
Фирмы-олигополисты, как правило, стремятся избежать ценовой конкуренции, т. к. повышение цены приводит к потере покупателей, снижение цены - к таким же действиям конкурентов. При этом все фирмы вынуждены расставаться с частью прибыли.
Контроль над объемами производства со стороны фирм осуществляется с целью не допущения его затоваривания. Поддержание равновесия на рынке собственного товара позволяет олигополиям получать прибыль в длительном периоде. Для поддержания равновесия фирмы вынуждены прибегать к сокращению объемов производства пропорционально своему капиталу, чтобы сохранялся основной принцип распределения дохода между ними: равновеликая прибыль - на равновеликий капитал. Для укрепления власти на рынке фирмы-олигополии приходят к объединению с банковским капиталом, создавая финансово-промышленные группы. Фирмы создают препятствия для вторжения на рынок потенциальных конкурентов. Затруднение перелива капитала из отрасли в отрасль связано с большими объемами капитала, необходимого для начала производства, недоступностью источников сырья, капитала, квалифицированных работников.
Анализ рынка олигополии, где господствует ограниченное число фирм, представляет собой рынок продавца, но может существовать другая ситуация, когда на рынке присутствует только несколько покупателей. В таких условиях господствующее положение принадлежит покупателям. Такой рынок называется рынком покупателя, или олигопсонией.
Олигополистический рынок является рынком несовершенной конкуренции, поскольку для олигополии характерны все его закономерности. Однако использовать формальный экономический анализ для объяснения ценового поведения олигополиста сложно по двум причинам:
. Существует множество типов олигополии, что не позволяет выработать простую теоретическую модель олигополии. Олигополии могут быть в виде:
• 2-3 фирм, функционирующих в отрасли («жесткая» олигополия);
• 8-10 фирм, контролирующих 70-80 % рынка, остальная часть которого принадлежит мелким производителям («мягкая» олигополия);
• торговля может осуществляться как стандартизированным товаром, так и дифференцированной продукцией.
. Взаимная зависимость фирм и сложность прогнозирования действий конкурентов - отличительные черты олигополии. В связи с этим олигополистические цены изменяются крайне редко, т. е. имеют место «жесткие» цены, что выгодно участникам олигополии. Если цены и меняются, то чаще у всех производителей одновременно, в одном направлении и на одинаковую величину.
Другие статьи
Управление внеоборотными активами организации на примере ОАО Омэлектромонтаж
На рубеже тысячелетий Россия оказалась в процессе глубоких
социально-экономических преобразований, которые были начаты последним
десятилетием XX в., но не завершены и по сей день. Как известно изначально
рыночная трансформация имела своей целью достижение устойчивого экономического
р ...