Основы теории ассоциации в работах К.А. де Сен-Симона
Согласно теории Клод Анри де Рувруа Сен-Симона, ассоциация - это объединение промышленности, достигаемое путем максимальной централизации производства; в новом обществе все должно быть подчинено интересам промышленности и научному прогрессу; политика должна превратиться в науку о производстве (науку, ставящую цель установления порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства).
Для создания нового общества он, прежде всего, предлагает исчезновение классов. В нем не должно быть ни дворян, ни буржуа, ни духовных лиц. Существуют лишь две категории лиц: работники и бездельники, или еще: партия национальная и антинациональная. В новом обществе вторые должны исчезнуть, останутся только первые, к которым относятся не только рабочие, но и земледельцы, ремесленники, фабриканты, банкиры, ученые, артисты. Между всеми этими лицами будет лишь то различие, которое вытекает из различия их способностей.
«Индустриальное равенство, - пишет он, - будет состоять в том, что каждый будет извлекать из общества пользу, прямо пропорциональную своему общественному положению, т.е. своей положительной способности - употреблению, которое он будет делать из своих средств, в которые следует включить, разумеется, и его капиталы». Как видно, Сен-Симон не думает об уничтожении дохода капиталистов. Он хранит вражду к землевладельцам.
Он считал, что исчезнут не только всякие социальные различия, кроме основанных на труде и способности, но и правительство в обычном смысле этого слова станет в высокой степени бесполезным. По мнению Сен-Симона, роль правительства, в промышленном обществе должна сводиться к тому, чтобы «оградить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производительной деятельности».
Сен-Симон обращал внимание на то, что правительство должно быть командой единомышленников. Таковые же, по его мнению, формируются в оппозиции, и не назначаются сверху. Таким образом, Сен-Симон подходил к идее формирования правительства из парламентского большинства, и образцом для него здесь была английская политическая система.
Именно по примеру Англии, полагал Сен-Симон, следует формировать министерство единомышленников и во Франции, чтобы неформальный лидер партии, получающей большинство голосов, становился формальным лидером - премьер-министром.
Критикуя рационалистические воздействия 18 века, Сен-Симон придавал рационализму характер исторической категории.
Его концепция сохраняла определяющую роль в обществе за состоянием человеческого разума, за господствующими в обществе научными и философскими принципами, но Сен-Симон брал эти принципы в конкретном историческом развитии.
В качестве основных ступеней прогресса Сен-Симон рассматривал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя.
Сен-Симон утверждал взгляд на человеческое общество как на закономерно развивающийся целостный организм, в котором все стороны жизни связаны воедино и который объединяет своих членов не только определенными религиозными, философскими и моральными принципами, но и общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека и создающей важнейшую связь между людьми.
Развивая в этой форме идеи «экономизма», формировавшегося у него не без влияния классической политической экономии Смита и Сея, Сен-Симон подчеркивал исключительное значение в жизни и развитии общества «индустрии», под которой он подразумевал все виды деятельности и промышленности в сельском хозяйстве, в области распределения и кредита.
Сен-Симон доказывал, что в индустрии, в конечном счете, сосредоточены все реальные силы общества, хотя и объяснял по-прежнему состояние и степень развития этих сил философскими и научными идеями данного общества.
Таким образом, оставаясь в своей основе идеалистической, философско-историческая система Сен-Симона отводила огромную роль в истории экономической деятельности людей, производству и формам собственности, а также классам, олицетворяющим определенные формы собственности.
Другие статьи
Уровень жизни населения России и его региональные особенности
Уровень
жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой
уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах,
бытовых и культурных услугах. Основные задачи и направления статистического
изучения уровня жизни следующие:
)
общая и всест ...