Основы теории ассоциации в работах К.А. де Сен-Симона
Плодотворной новой идеей Сен-Симона было также признание им поступательного хода развития человечества от низших форм общества к высшим.
Критериями прогресса Сен-Симон считал способность данного общественного строя удовлетворять важнейшие потребности массы людей, объединять, возможно, большее их число для отпора чужеземным завоевателям, развивать их природные способности, выдвигать из них достойнейших носителей знания и культуры и обеспечивать наибольший прогресс цивилизации наук.
В соответствии с таким пониманием исторического прогресса Сен-Симон набрасывал схему исторического развития человечества, в которой выделял три главные стадии умственного развития, являющегося вместе с тем стадиями роста производительной способности человека: религиозные системы мышления, метафизические системы и, наконец, научные системы положительного знания - позитивная индустриальная стадия.
Сен-Симон показывал исторический прогресс в виде постоянной смены созидательных эпох эпохами разрушительными.
Эти философские исторические построения служили у Сен-Симона обоснованием важнейшей цели его изысканий - плана создания лучшего, разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем.
В отличие от предшествующих утопистов, Сен-Симон стремился раскрыть основные черты разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем, обращаясь к историческому процессу: «…будущее слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое».
Французская революция 1789 года явилась, по Сен-Симону, закономерным осуществлением исторической необходимости уничтожения господства и власти феодалов и духовенства и перехода ее к промышленникам и ученым.
Но он считал, что революция совершила ошибку, передав власть в руки метафизиков и законников, которые были далеки от понимания главной созидательной задачи революции - построения общей научной общественной системы.
Эту задачу, не выполненную французской революцией, и предстоит теперь осуществить созданием «новой промышленной системы».
Основные черты своего общественного идеала Сен-Симон обрисовал с наибольшей полнотой в сборниках «Организатор», в сочинениях «О промышленной системе», «Катехизис», «Литературные, философские и промышленные рассуждения» и в последнем произведении, вышедшем в свет вскоре после смерти автора, «Новое христианство».
К концу жизни Сен-Симона вокруг него сплотился небольшой круг друзей, учеников, последователей.
Многие работы Сен-Симон завершить не успел; они остались в набросках, планах. Но главное он все-таки сказал: «Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас».
Другие статьи
Технико-экономическое обоснование разработки инновационного проекта, снижающего трудоемкость изделия на предприятии отрасли
В настоящее время мировая экономика в большей степени представляет собой рыночную экономику, поэтому она требует постоянного пребывания новых видов промышленного производства, а учитывая, что современные технологии регулярно развиваются, то конкуренция весьма ощутима.
Все компании модернизируют тех ...