Меры оптимизации использования рабочего времени
Современные концепции управления предусматривают постоянный характер процесса выявления и сокращения производственных потерь, что позволяет непрерывно повышать эффективность производства. В этой работе должны быть задействованы специалисты основных производственных служб предприятия. Участие работников основного производства необходимо, так как основные производственные потери возникают на стыке процессов, управляемых разными подразделениями.
К производственным потерям рабочего времени относится все - то время, в которое работник присутствует на рабочем месте, но не создает полезной продукции. Сложность в выявлении этого типа потерь состоит в том, что в большинстве случаев они имеют скрытый характер. Так, внутрисменные простои зачастую просто нигде не учитываются. Как правило, не отражается в учетной системе и время наставничества, когда опытный работник вместо производства продукции занят обучением молодого специалиста.
Внутрисменные потери обычно складываются из практики организации производственного процесса, который на многих предприятиях выглядит как "черный ящик". В начале дня "вошли" люди и материалы, в конце дня "вышли" изделия. Что происходит внутри, начальник цеха чаще всего не знает, а если знает - не докладывает директору по производству.
Специалистов переводят на повременную оплату труда и привязывают не к общему плану по цеху, а к стоимости отработанного часа (зависит от стоимости выпущенной продукции), то у этих людей появляется заинтересованность в максимально точном учете своих трудозатрат. И, соответственно, информация становится доступной руководству.
Аналогично на многих предприятиях не отмечается время наладки и ремонта оборудования, на чем подробнее мы остановимся ниже.
Значительные резервы борьбы с производственными потерями касаются брака. Отсутствие данных по объему бракованной продукции не позволяет понять, какой процент рабочего времени рабочий потратит на бракованную деталь. Если у нас запланировано производство 100 единиц продукции, и занято на этом участке 10 человек, а брака выпущено 10 единиц, то реально за смену мы будем вынуждены произвести 110 единиц продукции. Таким образом, на выполнение плана требуется дополнительный рабочий.
На практике все это вместе выливается в колоссальное и зачастую неучтенное время, которого и не хватает для выполнения производственной программы. Руководство вынуждено вызывать работников на работу в выходные дни и оплачивать сверхурочные часы, в то время как для решения проблемы может оказаться достаточным найти и минимизировать утечки времени.
Для выявления различных видов производственных потерь необходимо провести анализ, сопоставляя фактически выполненную работу, использование рабочего времени и данные об эффективности, например:
· сопоставление планового и фактического объема выпуска различных видов продукции в краткосрочных (месяц, квартал) и долгосрочных периодах (год);
· согласованность режимов работы на разных участках (например, ремонт и основное производство);
· показатели и причины текучести по категориям производственного персонала;
· наличие необоснованных потерь времени в ходе процедуры оформления на работу и получение необходимых допусков и разрешений;
· потери времени в ходе обучения новых работников;
· соответствие фактической квалификации работников и требуемой для выполнения производственных операций;
· наличие брака по вине работников (вина работников определяется экспертами).
· Направления детального анализа определяются на основе показателей верхнего уровня. Например, если на предприятии стабильная численность и очень низкий уровень текучести, то анализ и отладка процесса приема на работу не являются приоритетным направлением оптимизации. И наоборот, если текучесть очень высока, то необходимо прояснить ее причины и проанализировать последствия, оценив размеры временных и денежных потерь. Одним из наиболее надежных способов выявить проблемные зоны является интервью с экспертами - руководителями производственных подразделений и направлений.
Практически на каждом предприятии особого внимания требует система ремонтов. Каждый ремонт - это остановка оборудования, его переналадка, затраты расходных материалов и оборудования, а часто - и простои работников, которые впоследствии компенсируются сверхурочной работой.
Общая последовательность работы с ремонтами заключается в выявлении и последовательном решении связанных с ремонтами проблем. В некоторых случаях оказывается необходима полная перестройка всей системы ремонтов, которая, конечно, является отдельным и достаточно сложным проектом. Часто работу с ремонтами необходимо начинать с того, чтобы построить корректный учет ремонтов и адекватную систему мотивации ремонтного персонала.
Другие статьи
Теоретические основы и методика анализа использования рабочего времени
Актуальность темы исследования. Рабочее время - одно из
важнейших определений, характеризующих труд и социально-трудовые отношения.
Изменение рабочего времени отражает изменения в условиях труда, его организации
и содержании, технологической оснащенности и, одновременно, отражает степ ...