Сущность и значение управления товарными запасами в условиях рынка
Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей.
. Величина товарных запасов в сумме (в натуральных показателях, выраженных в физических единицах количества, веса, длины, площади, объема) на конкретную дату и их уровень в днях к объему продаж. Первый из показателей определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень же рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный объем продаж того периода, в котором эти запасы будут реализовываться.
.Средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличии информации на три и более дат по среднехронологической (на первую и последнюю дату путем деления пополам, плюс в полном объеме на промежуточные даты, и полученную таким образом сумму делят на количество данных о товарных запасах за минусом единицы), а при наличии запасов на начало и конец периода каждую из величин делят на два и суммируют (в целях упрощения этих расчетов запасы на начало и конец периода суммируют и делят на два).
3. Товарооборачиваемость в днях (скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы). Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный объем продаж того периода, за который этот показатель рассчитывается. Оборачиваемость товаров в днях к обороту (оборачиваемость оборотных средств, вложенных в товарные запасы) сравнивают с их величиной, установленной предприятием как один из плановых показателей и в разрезе предприятий, особенно тех, которые являются конкурентами. Время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Этот показатель прямо связан с показателями экономической эффективности рыночной деятельности. По его величине судят о том, как долго товар остается в форме запаса, т.е. требует затрат и не приносит отдачи.
. Для характеристики скорости обращения товаров используют и показатель, характеризующий количество оборотов за определенный период. Для расчета оборачиваемости в разах число дней в периоде делят на товарооборачиваемость в днях, или объем продаж делят на средние товарные запасы в сумме за соответствующий (тот же) период [17, с. 447].
Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров. При превышении фактических запасов товаров в магазине работники предприятия устанавливают, в первую очередь, причины возникшего превышения:
- снижение покупательского спроса под влиянием изменения моды, роста цен, появления новых, более совершенных товаров;
просчеты работников магазина при определении потребности в товаре;
низкое качество поставляемых товаров;
несоблюдение сроков завоза товаров в магазин и т.д.
После выявления причин завышения фактических запасов товаров принимаются меры по ускорению реализации этих товаров (путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах), а также ограничить их завоз в магазин.
Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника: кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. В управлении товарными запасами на предприятиях оптовой торговли удобнее всего использовать электронную вычислительную технику, на базе которой создаются автоматизированные системы управления товарными запасами. Внедрение таких систем позволяет сократить трудовые затраты, выявить новую более качественную информацию и ускорить ее обработку, а также значительно повысить уровень управления товарными ресурсами [13, с. 231].
Таким образом, управление товарными запасами в условиях рыночных отношений предполагает формирование объема и структуры запасов и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах.
Итак, изучив сущность и значение управления товарными запасами в условиях рынка, мы считаем необходимым, привести классификацию товарных запасов по различным признакам. Этому посвящен следующий раздел нашего исследования.
Другие статьи
Управление активами Аленкинской ПМК ОАО Марспецмонтаж
Понятие активов развивалось в экономической науке начиная с
17 века. Изменялось само название, классификации, подходы к оценке стоимости
активов. В начале своего исторического развития активы назывались капиталом,
затем имуществом. В настоящее время под активами понимается уже имущест ...