Сущность и значение управления товарными запасами в условиях рынка
В связи со спецификой деятельности большая часть финансовых средств торговой организации аккумулирована в товарных запасах, поэтому эффективное управление товарными запасами является приоритетной задачей в экономике торговли. Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса населения. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов [4, с. 97].
Существуют различные определения товарных запасов.
Товарные запасы - совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения и предназначенной для продажи [16, с. 539].
Товарные запасы - запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции, представляющие собой материальные ценности и ожидающие производственного или личного потребления [17, с. 236].
Товарные запасы - количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящиеся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату [7, с.154]
Следовательно, исходя из данных определений, наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.
Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими причинами:
- несовпадением сезонных колебаний производства товаров с их потреблением;
изменениями спроса населения по временам года под влиянием моды и других факторов;
несоответствием структуры спроса и номенклатуры производства отдельными предприятиями предметов личного потребления, что приводит к накоплению продукции разных предприятий и формирования на этой основе торгового ассортимента в соответствии с потребностями рынка;
условиями транспортировки товаров, а также необходимостью досрочного завоза товаров в отдельные районы страны с учетом климатических, географических и других особенностей данных регионов [11, с. 138] .
В соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, товары признаются частью производственных запасов [1].
Товарные запасы относятся к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности - это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит избежать иммобилизации финансовых ресурсов и перенаправить их на стратегическое развитие торговой деятельности [10, 258].
Как часть товарных ресурсов товарные запасы представляют собой также предложение товаров на каждый данный момент. В связи с этим важно понимать, что они формируются под влиянием спроса, величина которого носит вероятностный характер. Это объясняется отсутствием возможности точно измерить влияние на спрос целого ряда факторов (мода, социально-экономические и психологические факторы и др.) и тем, что поведение людей, которые предъявляют спрос на товары и услуги, носит субъективный характер [10, с. 259].
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определённые функции:
обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения. [3, с. 184]
Каждый руководитель и менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую иммобилизуются денежные средства. Это стадия в оборотном капитале, продолжительность которой определяет потребность в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов деятельности предприятия. Обычно чем крупнее предприятие, тем больше должна быть величина запасов в сумме. Одновременно на размеры запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские мощности, разнообразие покупателей и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, дефицит рабочей силы, надежность поставок и т. д. [17, с 448]
Товарные запасы, создаваемые на предприятиях торговли, могут оцениваться суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в стоимостном выражении или размером запасов в днях к обороту. Они находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление. Основным назначением товарных запасов в оптовом звене является обслуживание потребностей в товарах оптовых покупателей, в розничном - обеспечение устойчивого предложения товаров их потребителям. Таким образом, в каждом из звеньев товарного обращения ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.
Другие статьи
Учет поступления, перемещения, реализации и прочего выбытия собственных и арендованных основных средств
Темой данной курсовой работы является учет «Учёт поступления,
перемещения, реализации и прочего выбытия собственных и арендованных основных
средств». Тема курсовой работы выбрана неслучайно. Хозяйственная деятельность
промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосв ...