Сущность и значение управления товарными запасами в условиях рынка
Важную роль в финансово-хозяйственной деятельности организаций имеет управление товарными запасами.
Управление запасами - это система мероприятий, направленных на установление и поддержание оптимального объема и структуры запасов для бесперебойного снабжения розничной торговой сети товарами в необходимом количестве и ассортименте [14, 256].
Управление запасами предполагает регулирование объема товарных запасов компании для производства или для торговли таким образом, чтобы обеспечить бесперебойность процесса, и в то же время возможность не создавать излишних запасов, так как это ведет к омертвлению денег и требует увеличения оборотного капитала [8, с. 112].
Предпосылкой управления товарными запасами является правильный учет товарных запасов и реализации не только в суммарном выражении, но и в количественном: в штуках, единицах, килограммах, упаковках. Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров крайне необходим для руководителя, ибо только детальный учет позволит эффективно разместить товарные ресурсы и обеспечить ускоренный товарооборот, а также повысит обоснованность принимаемых относительно закупки товаров решений.
Цель управления товарными запасами - это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. Для достижения этой цели руководители или менеджеры предприятия должны определить, сколько надо хранить запасов, когда размещать заказы и сколько заказывать единиц товара за один раз. От руководителей и менеджеров торгового предприятия требуется умение не только определять необходимую величину запасов, но и разрабатывать графики поставок, рассчитывать оптимальные партии новых заказов, добиваться увязки объема продаж с величиной запасов, при необходим организовывать складирование запасов, учитывать требования логистики и маркетинга, постоянно проводить финансовый анализ потребностей в запасах, рассчитывать расходы, связанные с запасами, и учитывать политику в области цен [17, с. 446].
В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи:
определение целей управления, анализ состояния товарных запасов;
оперативный учет и контроль состояния товарных запасов;
осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне (в определенном соответствии с объемом и структурой его продаж) [19, с. 87].
Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.
Нормирование товарных запасов подразумевает установление норматива товарных запасов. Под оптимальными товарными запасами понимают такое количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям при минимуме затрат. Разработанные для оптовых предприятий необходимые размеры товарных запасов должны обеспечить поддержание их на экономически обоснованном уровне для обеспечения бесперебойного и ритмичного товароснабжения розничных торговых предприятий. Они устанавливаются раздельно для запасов текущего хранения, сезонного накопления и досрочного завоза по товарным группам в сумме и днях складского оборота.
Необходимость учета и контроля состояния запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса. Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения [14, с 257].
Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов [22, с. 114].
Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление должно быть систематическим. Иными словами, должен быть предусмотрен некий организационный механизм, который сам по себе обеспечивал бы поддержание нужных товарных запасов. Вмешательство руководителя должно требоваться лишь тогда, когда этот механизм почему-либо не срабатывает, а также в исключительных случаях, которые не могли быть заблаговременно предусмотрены системой и программой.
Другие статьи
Формирование себестоимости производства и реализации продукции на предприятии
В
современной, быстро меняющейся, обстановке необходимо постоянно проводить
анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и
принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из
ряда технико-экономических показателей, одним из кото ...