Современные методы ценообразования
Как показывают исследования динамики цен на лесопродукцию за последние два года явно наблюдается сезонная составляющая, которая "подправила" общую тенденцию изменения цен на 3 - 4 процентных пункта: летом - в сторону снижения; осенью - в сторону повышения. Результаты наблюдений показывают, что кроме локальных скачков темпов роста цен, негативный эффект ярко выраженных сезонных колебаний денег и цен может проявиться в завышенных инфляционных ожиданиях, так как при возможном диапазоне инфляции 6 - 12% производители и потребители ориентируются на верхнюю границу, и при любой дестабилизации инфляция легко поднимается до верхнего предела и даже преодолевает его. В результате сезонность определяет более высокий среднегодовой уровень цен, чем это было бы возможно в ее отсутствие.
Ценообразование в условиях инфляции. Как известно, инфляция - это обесценивание бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и услуги.
. Оценка затрат в условиях инфляции несколько усложнена. Во - первых в инфляционный период необходимо добиться точного и постоянного учета реального роста затрат и мероприятий по выявлению ожидаемых тенденций в их изменении. Для этого необходимо периодически составлять внутрифирменные обзоры затрат на рабочую силу, сырье, материалы, содержание торгового персонала (если таковой имеется), работников управления, затрат на транспортные расходы и других издержек, оказывающих значительное влияние на общую сумму затрат. Анализируя рост затрат, по этим отдельно взятым статьям, за предшествующие периоды, можно сделать прогноз о динамике роста этих затрат в будущем. Как в денежном, так и в процентном выражении.
Сопоставляя рост затрат по отдельным статьям, менеджер фирмы определяет общий предполагаемый уровень повышения затрат и на основе этого планирует повысить цены для возмещения ожидаемого роста затрат. Будущее повышение должно компенсировать возможный рост затрат. Эта стратегия предотвращает политику вечной гонки цен за уже происшедшим ростом затрат.
Однако ценообразование, направленное только на покрытие затрат не может быть эффективной политикой на длительное время. Прибыль остается на том же уровне, несмотря на растущие доходы от продаж на единицу товара, а оставлять прибыль на одном и том же уровне в условиях инфляции - недальновидная политика.
. Выявление воздействия инфляции на покупателей, конкурентов и их реакций на нее. Попытка покрыть рост затрат путем повышения цены может привести к тому, что: во-первых может быстро сократиться объем продаж, в результате повышения цены; во-вторых конкуренты могут не произвести подобного повышения цен, что создаст неприемлемый разрыв в ценах. Однако конкуренты и покупатели находятся в тех же инфляционных условиях, что и тот, кому предстоит установить цену на свой товар. Выявленные на основе конкретной информации тенденции, позволяющие сделать прогноз о влиянии инфляции на конкурентов и покупателей, должны предусматривать набор приемлемых вариантов повышения цены. [4, стр. 321]
Возможную реакцию покупателей предсказать труднее, чем ответ конкурентов. Однако определенный качественный прогноз можно сделать, поскольку покупатели будут судить о повышении цены в связи с общими представлениями об инфляции.
Повышение цены в соответствии с общеэкономическим уровнем инфляции позволит фирме сохранить своих клиентов и общий объем продаж, а если этот уровень не будет намного ниже уровня повышения затрат, то и сохранить норму прибыли на текущем уровне.
. Стратегии борьбы с уменьшением прибыли. Если при установлении цены фирма использует 1,3,4 методы, то для установлении окончательной цены ей достаточно анализа затрат, поведения потребителей и конкурентов. Если же она планирует обеспечение целевой прибыли, то для сохранения текущего уровня коэффициента прибыльности необходимо использовать определенные стратегии.
а) дифференцированное повышение цен. Можно использовать, когда фирма признает, что в условиях инфляции более чувствительные к ценам сектора рынка будут противодействовать повышению цены, до уровня необходимого фирме для сохранения коэффициента прибыльности.
Так, к примеру, неравными темпами происходит изменение цен на нефтепродукты. Как правило опережающими темпами в течение года растут цены на высокооктановый бензин АИ - 92, а на бензин А - 76 цены растут на порядок медленнее. Длительное время цена на дизельное топливо была значительно ниже бензина, однако с наступлением холодов и снижением в эксплуатации легковушек немного снизилась цена на высокооктановый бензин, а цена на дизельное топливо поднялась до цены бензина А- 76. Таким образом дифференцированный подход при увеличении цен вызывается различиями отдельных категорий покупателей, а не изменением издержек по отдельным товарам, что подтверждает положение о том, что ценообразование в большей степени ориентируется на рынок а не на внутренние затраты.
Другие статьи
Теория ассоциации Сен-Семона
Великая
французская революция - это крупнейшая трансформация социальной и политической
систем Франции, произошедшая в конце 18 века, в результате которой был
уничтожен старый порядок, и Франция из монархии превратилась в республику
свободных и равных граждан. Ее девиз стал следующим: ...