Проблемы ценообразования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ ценообразования на предприятии ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова» наглядно показывает, что система цен - это дифференцированная система, состоящая из отдельных блоков (оптовые, розничные и др.), находящаяся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. Изменение цен в одном из основных блоков быстро передается по цепочке во все другие. Формированию эффективному ценообразования в России мешает ряд факторов, таких, как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий, отсутствие квалифицированных специалистов в этой области на предприятиях. Российская система цен еще не сформирована, поэтому целесообразно использовать опыт зарубежных коллег.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что в 2008 году по сравнению с 2006 годом наиболее ликвидные активы увеличились на 11155 тыс. руб.; быстрореализуемые активы также увеличились на 45055 тыс. руб.; медленно реализуемые активы увеличились на 4586 тыс. руб. Трудно реализуемые активы увеличились на 159406 тыс. руб., это произошло в связи с введением нового производства КДИ, товарного известкового щебня и реконструкции действующих производств. Данные пассива баланса показывают, что в 2008 году по сравнению с 2006 годом произошло уменьшение наиболее срочных обязательств на 4282 тыс. руб. за счет увеличения оборачиваемости задолженности за отгруженную готовую продукцию и оказанные услуги. Также в 2008 году по сравнению с 2006 годом произошло увеличение краткосрочных пассивов на 54412 тыс. руб., увеличение долгосрочных пассивов на 176599 тыс. руб. произошло за счет получения кредита на организацию нового производства КДИ, товарного известкового щебня. Кредиты погашаются согласно графиков, установленных кредитными договорами.
Платежеспособность предприятия характеризуется как низкая, что сказывается на недостатке сырья и материалов, в связи с чем возникает необходимость в остановке нескольких производственных цехов, что ведет к недополучению планируемой прибыли.
Уменьшение таких показателей как коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансирования говорит о том, что на предприятии неблагоприятная финансовая обстановка. Дополнительным «тормозом» для финансового состояния завода в условиях кризиса явилась долговая нагрузка (кредит, направленный на развитие экструзионных мощностей ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова»). Уплата процентов за кредит в 2008 году составила 46597 тыс. руб.
Наиболее оптимальным для предприятия ОАО «Химзавод им. Л.Я. Карпова» является метод затратного ценообразования в сочетании с жестким управлением этими затратами. И здесь экономистам и руководству предприятия вполне можно воспользоваться опытом зарубежных фирм, в практике которых затратное ценообразование применяется пока довольно широко. На первый взгляд для стран с развитыми рыночными механизмами подобная ситуация удивительна, так как с точки зрения современной экономической теории такой подход к обоснованию цен совершенно неприемлем, так как: не обеспечивает учет условий формирования спроса и экономической ценности товара (цена определяется исходя из заданного объема продаж, хотя этот объем в силу законов спроса сам зависит от цены); опирается на бухгалтерские, а не экономические (полные) затраты и использует как основу определения цен средние переменные, а не предельные затраты.
Затратное ценообразование наиболее оптимально для исследуемого предприятия, и для этого есть следующие веские причины:
Затратное ценообразование опирается на реально доступные данные. Всю информацию, необходимую для установления цен по такой методике, можно получить внутри самого предприятия на основе бухгалтерской отчетности и документов, регламентирующих величину наценок. Не нужны никакие исследования рынка или опросы покупателей. Поэтому решения о ценах можно принимать быстро.
. Не всегда у предприятия есть специалисты и менеджеры, которые владеют более совершенными методами ценообразования. Современные подходы к обоснованию цен (некоторые из которых рассмотрены в предыдущих главах) сочетают в себе как научные элементы, так и творчество. У многих фирм (в том числе у подавляющею большинства российских фирм) просто нет специалистов такого типа и менеджеров, которые говорят с ними на одном языке. Но любой менеджер понимает, что такое затраты и что цена должна быть больше затрат на величину «приемлемой прибыли".
. Затратное ценообразование может быть общепринятым в химической отрасли. Если ситуация именно такова, то менеджеры действующей в ней фирмы и не считают нужным осваивать иные подходы к обоснованию цен, зная, что лидеры рынка тоже идут от затрат и наценки. Это характерно пока и для большинства отраслей российской экономики. Что касается цен на импортную продукцию, то они воспринимаются как данность, рожденная некими «мировыми рынками».
Другие статьи
Технико-экономические показатели информационных технологий и обслуживания вычислительных сетей предприятия
С развитием рыночных отношений в России начала активно формироваться сетевая экономика. С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прог ...