Модель рынка монополии
Первый раздел включает естественные монополии. Второй - временные монополии, на рынках которых в течение какого-то времени может быть создана конкурентная среда. Третий состоит из предприятий, над которыми установлен госконтроль и к продукции которого применяется ценовое регулирование.
Ежеквартально предприятие, признанное монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство экономики проверяет цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и переводит предприятие в третий раздел реестра. Устрои ство сварочного выпрямителя.
Третий раздел реестра (список монополий) содержит около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и продукты питания.
Регулированию деятельности монополий будет уделено внимание и в дальнейшем. Так, антимонопольная политика занимает важное место в Концепции ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров от 20.07.2005 г. № 799. Ее планируется привести в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики.
Пункт 3.3 Концепции констатирует, что в республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. [6]
Поскольку экономические условия у нас изменились, то основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. В основу этого контроля лягут такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций - монополистов, в том числе 185 - республиканского и 535 - местного уровней.
Примерами монополий в РБ могут быть - МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.
В городах существуют специфические монополии - существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.
В Республике Беларуси больше преобладает государственная монополия. Примером государственной монополии в Республике Беларусь является Минский метрополитен. Минский метрополитен имеет множество так называемых потребителей. Это обусловлено тем, что метро является главным средством передвижения, данным видом транспорта пользуется каждый, так как это удобно, быстро и практично. Главная особенность Минского метрополитена в том, что он является единственным в Минске. Тем самым спрос является неэластичным, т.к. независимо от стоимости проездных, потребители всегда будут пользоваться этой услугой. И если проездные станут дешевле, потребитель не станет ездить на метро чаще чем обычно.
Другие статьи
Учет и анализ эффективности использования основных фондов ЗАО Авиастар-СП
В современных условиях, когда экономика России носит монопольно-сырьевой,
посреднический, стабильно отстающий от экономики развивающихся стран характер
организация учётного процесса играет определяющую роль. В чрезвычайно быстром
изменении состава и содержания нормативно-правовых акто ...