Модель рынка монополии
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых.
Монополия характеризуется наличием одного продавца конкретного экономического блага. Это несовершенно конкурентный рынок. Монополист способен воздействовать на рыночную цену. Он может повышать цену на свой продукт путём ограничения своего собственного объёма выпуска.
Монополия порождается экономическими и техническими возможностями продавца, создающего уникальный продукт, а также пространственным фактором. Единственная небольшая торговая точка, расположенная в сельском населённом пункте, будет являться монополией, хотя никакого отношения к уникальности продукта это не имеет. В числе основных барьеров, препятствующих проникновению других фирм в отрасль, выступают:
. исключительные права на ведение определённого вида деятельности;
2. собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;
. эффект масштаба;
. нелегальные методы борьбы с потенциальным конкурентом.
Входные барьеры, затрудняющие вступление фирм в отрасль с единственным продавцом, положены в основу выделения основных форм монополии. Закрытая монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями. Примером такого рода монополии являются почта, телеграф. Однако на них давят законодательные ограничения в отношении уровня цены и нормы прибыли. Открытая монополия имеет место тогда, когда существует специальная защита от конкуренции. Единственный поставщик какого-либо продукта появляется в результате продуктовых, технологических нововведений, достижений в области маркетинга. Фирма может устанавливать такой уровень цены, при которой экономическая прибыль была бы максимальной. [4. с.494]
Естественная монополия возникает в случаях ограниченности объёма рынка или значительного положительного эффекта от масштаба. Когда одна фирма обслуживает рынок, долгосрочные средние издержки достигают минимального значения. Типичными примерами данной формы монополии являются трубопроводный, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, система энергоснабжения.
Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется достаточно высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.
Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция.
В декабре 1992 года был принят Закон Республики Беларусь № 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Данные нормативный акт определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. [5]
Министерство экономики в рамках предоставленных ему полномочий формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения (Приложение А).
Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10 утверждена Инструкция по выявлению монопольных цен, Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 27 марта 2000 года № 5 утверждена Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 - 2005 годы. Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции на 2002 - 2005 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.
Заметим, что Республика Беларусь не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В Беларуси создан Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих лидирующее положение на товарных рынках (30% и более от объема производства какого-либо товара). На сегодняшний день в реестр внесено более тысячи предприятий, доминирующих на республиканском и местном уровне.
Другие статьи
Структурно-инвестиционная политика государства РК
Казахстан
занимает территорию в 2,7 млн. кв. км, то есть, по площади приблизительно равен
Западной Европе, и является девятой по величине страной в мире. Находясь на
перекрестке бывшего Шелкового Пути, являющегося прибыльным торговым путем между
Китаем и Западом, Казахстан может стат ...