Модель рынка монополистической конкуренции
Реклама;
Репутация фирмы-производителя;
Уровень потребностей покупателей (например, в периоды эпидемий гриппа значительно увеличивается спрос на противовирусные лекарства, а весной - на противоаллергические препараты);
На формирование предложения оказывают влияние такие факторы, как:
Ожидания производителей (например, при сезонном ажиотаже на противопростудные препараты в сентябре, производитель увеличивает объем производства уже в июле);
Технологии;
Цены на ресурсы.
У лекарственных препаратов, как целой категории товаров, заменителей нет, поэтому рыночный спрос будет скорее неэластичным, чем эластичным. Однако если рассматривать отдельного индивида, то эластичность его спроса будет зависеть в первую очередь от того, в какой степени лечение ему необходимо: у здорового человека спрос будет эластичным, (если, например, цена на аскорбиновую кислоту вырастет намного, то он станет покупать больше лимонов). А для человека, больного сахарным диабетом, инсулин - товар первой необходимости, значит его спрос будет абсолютно неэластичным.
На эластичность спроса влияет также уровень дохода потребителей: чем ниже доход, тем более эластичным становится спрос, однако это касается лишь тех лекарств, у которых есть более дешевые аналоги, пусть и не такие эффективные.
Эластичность предложения зависит от таких факторов, как:
Количество времени, которое находится в распоряжении фирмы: так как в долгосрочном периоде (по сравнению с краткосрочным) факторы производства изменяются в большей степени, то и эластичность будет выше;
Ограниченность ресурсов;
Масштаб производства: маленькой фармацевтической фирме изменить ассортимент или поменять оборудование гораздо проще, чем солидной компании.
Вход на рынок лекарственных средств достаточно свободный, однако он связан с такими проблемами как:
Техническая специфика - многие лекарства не нужны на рынке большими сериями, а значит, издержки на их производства будут гораздо выше, чем доход от них;
Для получения прибыли необходимо вводить в производство инновации, а их финансирование требует больших затрат;
Административные препятствия - препараты нужно зарегистрировать, что требует времени и денег;
Так как потребление продукции напрямую связано с жизнью и здоровьем людей, то рынок подвергается жесткому контролю со стороны государства. Наряду с законами и постановлениями, регулирующими эту отрасль, создаются также и специальные контролирующие органы - в Беларуси существует Центр экспертизы по стандартизации и сертификации лекарственных средств, который занимается проверкой качества лекарств, выводимых на рынок. Без сертификата, выданного этим органом, невозможна реализация ни одного лекарственного препарата. Также вводятся квоты и пошлины на импортную продукцию, ограничиваются наценки на лекарства (на более дорогие препараты наценка меньше - этим снижается возможность производителей заработать на продаже лекарственных средств).
Сейчас рынок лекарственных средств в Беларуси активно развивается. Осваиваются и внедряются в производство новые препараты. По данным агентства Intellix, объем фармацевтического рынка Беларуси в 2010 году составил 676,4 миллионов долларов, что на 10% больше, чем было в 2009 году - 615,4 миллионов долларов.
Главная проблема рынка в том, что разрабатывать новый препарат очень дорого. Сегодня средняя цена разработки одного нового препарата составляет $800 млн., и по прогнозам экспертов эта сумма в скором будущем перевалит за $1 млрд. Следовательно, задача для правительства Беларуси - создание благоприятных условий для инвестирования в отечественный фармацевтический сектор, а также подготовка и повышение квалификации кадров.
Другие статьи
Финансово-хозяйственная деятельность ООО Торговая шинная компания
В
современных условиях хозяйствования, где на первое место выходят такие понятия
как эффективность, производительность, окупаемость, все больше внимания в
работе предприятий уделяется увеличению эффективности ресурсов предприятия:
трудовых и материальных, основных фондов и т.д. Руков ...