Модель рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - такое положение на рынке, когда множество продавцов конкурируют, продавая дифференцированный продукт, при наличии возможностей для появления на рынке новых продавцов. Таким образом, рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими основными чертами:
. Товары, продающиеся фирмами на рынке монополистической конкуренции, являются несовершенными заменителями товаров других продавцов. Возможно, что эти различия в действительности обусловлены некоторыми специфическими характеристиками, и поэтому предпочитаются отдельными потребителями. Но может быть и так, что эти различия мнимы, обусловлены рекламой или другими формами продвижения. Это не так важно. Существенно то, что эти характеристики создают их продавцам рыночную власть, то есть возможность повышать цену, не опасаясь при этом полностью потерять покупателя.
2. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое количество продавцов. При этом доля отдельных продавцов в общем объёме рыночных продаж невелика, хотя и заметна.
. В силу наличия большого количества продавцов, они не учитывают возможную реакцию конкурентов при принятии решения об установлении цены и объёмов продаж. Последствия действий каждого из продавцов распределяется на относительно большое количество других продавцов, что делает их мало ощутимыми.
. На рынке монополистической конкуренции отсутствуют существенные барьеры для входа в отрасль. Конечно, вход в отрасль не так прост, как на рынке совершенной конкуренции, что обусловлено привыканием покупателей к уже имеющимся торговым маркам, но выгодная конъюнктура на таком рынке часто привлекает туда дополнительных продавцов. [3. с.45-47]
В общем, нужно отметить некоторое сходство рынка монополистической конкуренции с рынком монополии (отдельные фирмы обладают возможностью контролировать цену продаваемых товаров), и рынком совершенной конкуренции (наличие множества продавцов и свободный вход и выход). Ещё одной, хотя и не всегда обязательной, чертой рынка монополистической конкуренции является несовершенство информации.
А теперь рассмотрим рынок монополистической конкуренции на примере рынка лекарств в Республике Беларусь. На рынке лекарств присутствует достаточно много как потребителей, так и производителей. Так как фирмы предлагают дифференцированную продукцию, то у производителей есть некоторая монополия на цену своей продукции, однако из-за того, что удельный вес одной фирмы по сравнению с целым рынком невелик, то эта монополия очень ограничена.
В структуре потребителей выделяется несколько особенностей:
Среди покупателей мужчин меньше, чем женщин.
С точки зрения возраста доминирует группа людей пожилого возраста.
Городское население покупает лекарства чаще, чем сельское.
Всех производителей можно разделить на 2 группы: отечественные и импортные. По исследованиям ЦМИ "Фармэксперт на белорусском рынке присутствует более 700 производителей фармацевтической продукции. Отечественная продукция занимает 25% рынка в стоимостном выражении и 55% - в натуральном. Доля лекарств отечественного производства ежегодно увеличивается на 1-2%.
Количество потребления лекарств в последние годы растет: по данным Статистического комитета СНГ в 2005 году белорус тратил на лекарства в среднем 46 $ в год, а в 2010 это уже около 73$. Данная тенденция связана с такими факторами, как увеличение общего уровня заболеваемости и повышение медицинской грамотности населения.
На формирование спроса также оказывают влияние:
Порядок отпуска лекарственных средств в аптеках - они делятся на рецептурные и безрецептурные лекарства. Потребность в рецептурных лекарствах формируется в первую очередь врачами, выписывающими рецепты. Именно они определяют необходимость применения того или иного препарата. Сам же больной соотносит полезность средств со своими материальными возможностями и принимает решение об их приобретении. Спрос же на безрецептурные препараты формируется в основном под действием рекламы в СМИ, аптеках и лечебных учреждениях;
Стоимость и доступность лекарств на рынке;
Ожидания потребителей (например, из-за ожидания повышения цен в апреле-мае 2011 продажа лекарств увеличилась на треть по сравнению с тем же периодом 2010);
Демографические изменения (например, увеличение количества людей пожилого возраста, которые, как правило, болеют чаще);
Другие статьи
Технико-экономические показатели информационных технологий и обслуживания вычислительных сетей предприятия
С развитием рыночных отношений в России начала активно формироваться сетевая экономика. С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прог ...