Анализ безубыточности и маржинального дохода
Анализ безубыточности и маржинального дохода, известный так же, как анализ «затраты-объем-прибыль» (cost-volume-profit, CVPанализ), - помогает выполнить много полезных исследований. С его помощью можно изучить, как меняются прибыль и затраты с изменением объема: CVPанализ рассматривает изменение прибыли как функцию от следующих факторов: переменных и постоянных затрат, цены продажи, объема и ассортимента реализованной продукции. Изучив взаимодействие затрат, объема продаж и чистой прибыли, менеджер принимает корректные решения по планированию.
Анализ безубыточности позволяет определить объем продаж, соответствующий безубыточной деятельности. Точка безубыточности - это точка, в которой выручка полностью покрывает затраты. Ее не указывают в корпоративных отчетах по доходам, но она играет важную роль при финансовой оценке различных вариантов действий.
Для точного анализа безубыточности и маржинального дохода необходимо разделить все затраты на переменные и постоянные.
Маржинальный доход (МД) - это превышение выручки (В) над переменными затратами (ЗПЕР.) по продукту или услуге: MД = В - ЗПЕР.
Соответствует стоимости, предназначенной для покрытия постоянных затрат (ЗПОСТ.) и получения прибыли.
Маржинальный доход на единицу (МД на единицу) - это превышение продажной цены за единицу продукции или единичную услугу (р) над переменными затратами на единицу продукции или единичную услугу (v): СМ на единицу = p - v.
Коэффициент маржинального дохода прибыли (коэффициент МД) - это отношение маржинального дохода к объему продаж в процентах: Коэффициент МД = (МД / В)*100%.
Коэффициент маржинального дохода также рассчитывается с использованием данных, характеризующих единицу продукции: Коэффициент МД=1 - Коэффициент ЗПЕР.
Если компания производит и продает больше, чем один продукт, анализ безубыточности и маржинального дохода требует дополнительных расчетов и предположений. Ассортимент продукции - важный фактор при расчете общей точки безубыточности.
Различные цены продаж и переменные затраты определяют различные МД на единицу и коэффициенты МД. В результате при изменении структуры (пропорционального состава) ассортимента продукции меняются положение точки безубыточности и маржинальный доход.
При проведении анализа безубыточности и маржинальной прибыли необходимо предварительно задать ассортимент продукции и рассчитать взвешенное среднее значение СМ на единицу. Необходимо также предположить, что ассортимент продукции не меняется в течение выбранного периода.
Базовые модели для проведения анализа безубыточности и маржинального дохода основываются на наборе ограничений:
1. Цена продажи за единицу продукции остается постоянной в течение рассматриваемого периода деятельности.
. Все затраты разделяются на переменные и постоянные.
. Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.
. Компания изготавливает неменяющийся ассортимент продукции.
. Рассматривается лишь один фактор, влияющий на переменные затраты, - объем.
Исходные данные для анализа представлены в табл. 2.10.1
Таблица 2.10.1
Исходные данные для анализа безубыточности и маржинального дохода
Переменные затраты, руб./шт. | |
Затраты на сырьё, материалы |
190031 |
Заработная плата производственных рабочих |
901714 |
Отчисления с зарплаты ОПР |
234446 |
Прочие переменные затраты |
56680 |
Итого переменных затрат |
1382872 |
Постоянные затраты, руб. | |
Зарплата АУП |
220591 |
Отчисления с зарплаты АУП |
57354 |
Аренда помещения |
0 |
Амортизационные отчисления |
31413 |
Оплата услуг жилищно-коммунального хозяйства |
0 |
Прочие постоянные затраты |
35316 |
Итого постоянных затрат |
344674 |
Выручка от реализации, руб. |
2657280 |
Другие статьи
Ценообразование во внешнеэкономической деятельности
Исторически
сложилось, что цены устанавливались покупателями и продавцами в ходе торговых
переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что
надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить.
Поторговавшись, они в конце концов сходились на ...