Классификация статистических группировок. Построение группировки по количественному признаку
Группировкой называется разбиение общей совокупности единиц объекта наблюдения по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в количественном и качественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности и проанализировать связи между отдельными признаками. Группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.
С помощью метода группировок решаются следующие задачи: • выделение социально-экономических типов явлений; • изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем; • выявление взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями.
В соответствии с познавательными задачами, решаемыми в ходе построения статистических группировок, различают следующие их виды: типологические, структурные, аналитические.
Типологическая группировка - это разбиение разнородной совокупности единиц наблюдения на отдельные качественно однородные группы и выявление на этой основе социально-экономических типов явлений. При построении группировки этого вида основное внимание должно быть уделено идентификации типов и выбору группировочного признака. Структурной называется группировка, которая предназначена для изучения состава однородной совокупности по какому-либо варьирующему признаку, а также структуры и структурных сдвигов, происходящих в нем. Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и признаками, их характеризующими, называется аналитической группировкой. Единицы статистической совокупности группируются по факторному признаку; каждая выделенная группа характеризуется средними величинами результативного признака.
По способу построения группировки бывают простые и комбинационные.
Простой называется группировка, в которой группы образованы только по одному признаку.
Комбинационной называется группировка, в которой разбиение совокупности на группы производится по двум и более признакам, взятым в сочетании (комбинации).
Принципы построения статистических группировок
Определение группировочного признака.
Определение числа групп.
Расчет ширины интервала группировки.
Определение признаков, которые в комбинации друг с другом будут характеризовать каждую выделенную группу.
Построение группировки начинается с определения группировочного признака.
Группировочным признаком называется признак, по которому проводится разбиение единиц совокупности на отдельные группы. В основание группировки могут быть положены как количественные, так и качественные признаки. После того, как определено основание группировки, следует решить вопрос о количестве групп, на которые необходимо разбить исследуемую совокупность единиц наблюдения. Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, положенного в основание группировки, объема изучаемой совокупности и степени вариации признака. При определении числа групп необходимо принять во внимание размах вариации признака (R): R=Xmax-Xmin Определение числа групп можно осуществить несколькими способами. Формально-математический способ предполагает использование формулы Стерджесса:
n = 1 + 3,322 × lg N, n - число групп; N - число единиц совокупности. (n>50).
Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировки. Интервал - это значения варьирующего признака, лежащие в определенных границах. Каждый интервал имеет верхнюю и нижнюю границы или одну из них. В зависимости от величины интервалы группировки бывают: равные и неравные. В свою очередь, неравные интервалы подразделяются на прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие, произвольные и специализированные.
Интервалы группировок могут быть закрытыми и открытыми.
Закрытыми называются интервалы, у которых имеются обе границы: верхняя и нижняя границы. Открытые - это интервалы, у которых указана только одна граница: как правило, верхняя - у первого интервала и нижняя - у последнего.
Другие статьи
Формирование рынка и экономический рост
Рынок: условия возникновения, роль и функции
Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе
устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и
потребителей.
Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть более одного покупателя
или ...