Общая характеристика монополистической конкуренции
На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:
спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;
приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.2.1,б).
В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.
Конкурентная борьба среди фирм приводит к необходимости совершенствования технологии и снижения издержек. Однако фирмы в условиях несовершенной конкуренции большое внимание уделяют дифференциации продукта, т. е. каждая из фирм продает продукт, чем-то отличающийся от конкурентного товара. В связи с этим каждая из фирм обладает определенным влиянием на формирование цен. Большое значение для монополизации локального рынка имеет реклама.
Среди конкурирующих предприятий может идти жесткая конкурентная борьба с помощью установления демпинговых цен, отлучения от источников сырья, промышленного шпионажа, переманивания специалистов, легализации издержек - все это осуществляется с целью увеличения прибыли, поскольку присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. Значительное число фирм в отрасли препятствует возможности расширить производство, поэтому фирма стремится достичь уровня нормальной прибыли в долгосрочном периоде. Нормальную прибыль фирма может получать, когда цена равна средним издержкам. Если цена превышает средние издержки, фирма присваивает экономическую прибыль. Экономическая прибыль является стимулом для вхождения в отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.
На рынке монополистической конкуренции действуют два вида конкурентной борьбы: внутриотраслевая конкуренция и межотраслевая конкуренция.
Межотраслевая конкуренция характеризуется тем, что вход в отрасль еще одной фирмы сопровождается солидаризацией всех фирм, уже действующих в отрасли, по «выдавливанию» с рынка еще одного дополнительного конкурента. Большое значение здесь приобретает политика демпинговых цен. Снижение цен ниже себестоимости лишает на некоторое время возможности получения прибыли все фирмы. Но для предприятия, выходящего на рынок, у которого издержки производства на начальном этапе достаточно высоки, политика демпинговых цен может оказаться разорительной.
Другие статьи
Учет и анализ эффективности использования основных фондов ЗАО Авиастар-СП
В современных условиях, когда экономика России носит монопольно-сырьевой,
посреднический, стабильно отстающий от экономики развивающихся стран характер
организация учётного процесса играет определяющую роль. В чрезвычайно быстром
изменении состава и содержания нормативно-правовых акто ...