Метод моделирования
В теоретико-экономическом способе в мы должны рассмотреть не только возможности потребления, которые реализовались, но и всю область потребительского выбора: возможности, которые не были реализованы, также должны быть приняты во внимание. Следовательно, мы вынуждены использовать метод моделирования. Основным понятием, которым руководствуется потребитель при приобретении блага, является его полезность. Но дело в том, что каждый потребитель полезность оценивает субъективно. Поэтому теория поведения потребителя имеет, в качестве главной особенности, дело с субъективными оценками.
Теория потребительского поведения должна учитывать экономическую ценность времени. И потребление, и производство имеют одну общую черту - они требуют времени. Время - представляет собой ценный экономический ресурс. Поэтому логично утверждать, что рыночные цены должны включать в себя и ценность времени, необходимого для потребления данного товара или услуги. Иными словами, знаменатели в рассмотренных выше формулах не совсем точны, поскольку они не отражают «полной цены» - рыночная цена плюс ценность времени, затрачиваемого на потребление товара. С точки зрения пенсионера, живущего на скромное пособие и в изобилии располагающего временем, целесообразно тратить несколько часов в день на поиск наиболее дешевых товаров. С точки зрения высокооплачиваемого юриста благоразумно регулярно посещать рестораны и дорогие магазины. [5]
Высокая производительность труда, характерная для развитых обществ, придает времени высокую рыночную ценность, в то время как для менее развитых стран как раз обратное. Однако экономическое развитие не способно обеспечивать изобилие во всех отношениях. Совокупное изобилие - как товаров, так и времени - представляет собой логическое противоречие. Экономика передовых государств богата товарами, но бедна временем, тогда как слаборазвитые страны богаты временем, но бедны товарами.
Рассмотрение микроэкономических проблем мы начинаем с изучения поведения потребителя, несмотря на то, что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о “суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки.
В анализе я буду опираться на рациональное поведение потребителя, то есть будем считать, что потребитель стремится к максимизации полезности при ограниченном доходе, то есть старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом.
При анализе потребительского поведения мне придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. Взгляды ординалистов сегодня являются более распространёнными и сформулированы как порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса. [7]
Вслед за ординалистами я делаю следующие предположения: предпочтения сформированы, потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности), предпочтения транзитивны (аксиома транзитивности), предпочтение всегда отдается большему количеству любоготовара (аксиома ненасыщаемости).
Условия оптимума потребителя. Когда цены и доходы постоянны, то уже известна точка потребления Е. А когда изменяется цена товара Х, тогда бюджетная линия повернется против часовой стрелки и займет положение L/Рx.
Покупатель теперь может приобрести больше товара Х, если израсходует на него весь свой доход.
В то же время ему становятся доступнее более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки Е в точку Е2. Соединяя подобные точки, получим линию Е1, Е2, которую называют кривой «цены потребителя». Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров Х и Y при изменении цены товара Х. На основе этой кривой можно построить кривую индивидуального спроса. Функция спроса выводится из полезности и бюджетного ограничения.
Другие статьи
Уровень жизни населения России и его региональные особенности
Уровень
жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой
уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах,
бытовых и культурных услугах. Основные задачи и направления статистического
изучения уровня жизни следующие:
)
общая и всест ...